5 декабря, 2021
Дакшинешвар

Дакшинешвар: храм Кали и дом Рамакришны Парамахансы

Пригород Калькутты — Дакшинешвар — это удивительное место, которое по своей святости и религиозной значимости способно конкурировать со многими священными городами индуизма. С одной стороны, здесь располагается выдающийся храм Кали постройки XIX века. С другой стороны, здесь сохранились места, где жил, медитировал и достиг просветления великий святой Индии и главный тхакур Бенгалии — Шри Рамакришна Парамахамса.

Структура храмового комплекса в Дакшинешваре

Путешествие в Дакшинешвар весьма увлекательное и может занять минимум 1-2 дня с посещением служб в храмах, омовением на гхатах, медитацией в саду. Посещение обители Кали и ее главного преданного — Рамакришны — не терпит суеты. Тем более, что храмовый комплекс Dakshineswar достаточно большой.

  • Главный храмовый гхат (ступени к реке) называется Дакшинешвар Ганга Гхат. Выше него располагается серия храмов Шивы. В них находятся 12 шивалингамов из черного камня: Нираджешвар, Нагешвар, Накулешвар, Джатилешвар, Ратнешвар, Джогешвар, Нарешвар, Нандишвар, Наадешвар, Джагадешвар, Джалешвар, Яджнесвар. Считается, что именно в этом месте Божественная Мать любила проводить время, танцуя для Господа Шивы. А Рамакришна часто приходил сюда помедитировать с видом на Гангу.
  • За храмами Шивы находится собственно здание Храма Кали  — главное место паломничества в Дакшинешваре. Он выглядит грандиозно и впечатляющие, намного более интересно, чем храм Калигат в Калькутте. Со всех сторон света к храму ведут ступени, но преданных пропускают на даршан через южные ворота. Перед храмом есть обособленный зал — Натья Мандапа, он используется для собраний, танцев, лекций, празднеств. После даршана здесь можно провести некоторое время в медитации.
    Храм Кали в Калькутте
  • Южнее храма расположен Ramakrishna Mandir Jadu Mallick Bagan Bari — садовый домик Джаду Маллика. В этом месте Рамакришна встречался с преданным и однажды испытал экстаз, лицезрев икону Девы Марии с Исусом на руках. Сегодня дом превращен в мини-храм со статуей Рамакришны в центре.  Изваяние святого здесь очень оригинальное: его руки подняты, но застыли в разных жестах. Это должно символизировать множество путей, ведущих к Богу и пройденных Тхакуром. Перед мурти проводятся пуджи.
  • Рядом с храмом Кали Маа находится и комната Рамакришны, в которой он жил многие годы. Она выходит на север и соединяется западным коридором с храмом Дакшинешвар. В ней Тхакур хранил изображения богов, медитировал, отдыхал, пребывал в самадхи. Место, служившее обителью великому индийскому гуру, дошло до наших времен в отличном состоянии. Вся обстановка в нем сохранена в том виде, в каком была при Рамакришне. Здесь можно ощущить атмосферу аскезы и молитвы, а также увидеть вещи, принадлежавшие учителю Свами Вивекананды, например, кровать, на которой он спал. Стены комнаты украшены фотографиями гуру и великих личностей, бывших его учителями.
    Вход в храм Кали Дакшинешвар
  • Храм Радха-Канты (храм Вишну, храм Радха-Кришны), построенный Рани Рашмони, находится северо-восточнее главного храма Дакшинешвара. В свое время здесь проводил пуджу перед изваяниями Радхи и Кришны сам Рамакришна. А когда изваяние Бога было повреждено, он посоветовал его не выкидывать, а починить, ведь ребенка лечат, а не выкидывают, если он заболеет. Именно на веране этого храма Рамакришна однажды погрузился в самадхи во время прослушивания Бхагаваты и получил даршан самого Господа Кришны. Лучи от стоп аватара Вишну коснулись книги со святым письмом, а потом и самого Рамашкрины. Это видение открыло аскету глаза на тот факт, что «Бхагаван, Бхакта и Бхагавата — Бог, Поклонник и Писание — на самом деле одно и то же».
  • Если двигаться на север от храма вдоль реки, то можно увидеть большой Nat Mandir с библиотекой и рядом с ним аккуратный Nahabat (место жительства Сарада Деви — жены Шри Рамакришны), в котором установлено мраморное мурти святой матери. Поблизости также имеется мемориал Рани Рашмони (или, как ее еще называли, Ранима) с ее идолом внутри. Для входа в это место предстоит пройти по небольшому мостику.
    мемориал Рани Рашмони
  • Еще севернее находится сад Панчавати — святое место, где Рамакришне неоднократно являлась Кали и боги других религий. Это настоящее место силы. Здесь есть очень простая хижина Рамакришны и места, где он проводил ритуалы в рамках разных религиозных традиций. Особенно почитаемым является древнее священное дерево Бото Брикхо (Boto brikhho), под которым, по легенде, медитировал Рамакришна Джи. Его можно опознать по большому стволу и красным нитям, обвязанным вокруг его ствола в большом количестве.

На территории комплекса Дакшинешвар также есть большой храмовый пруд и малый прудик, гхат для омовений Ganga River Ghat. В южной части расположен общественный туалет. Рядом с храмом, с восточной стороны, находится дерево исполнения желаний, увешанное желто-красными шнурками.

Храм Кали — сердце Дакшинешвара

Кали Мандир был построен в 1855 году на средства богатой вдовы Рани Рашмони. Она не была браминкой по крови, но инициировала строительство храма с идолом Шри Джагадишвари Маа, который открыли для посетителей 31 мая. Чистокровные брамины не хотели идти на службу в место с такой историей, один лишь Рамакришна думал о Боге и служении ему, а не о своей репутации, поэтому он согласился стать брамином в храме Богини Кали. Очень скоро, Дакшинешвар стал для него родным домом, где он смог добиться благосклонности Кали: начал видеть и слышать ее.

Кали Бхаватарини

Величественный Dakhineswar Kali Mandir несколько напоминает православный храм, так как выполнен в несколько необычной архитектурной манере «Ат Чала» (западно-бенгальский стиль). Он имеет 9 куполов, выкрашен с преобладанием красных оттенков (цвет шакти). В главном святилище храма Кали представлена в форме Богини Бхабатрини (Бхаватарини), которая также часто упоминается под именами Адишакти Калики или Парашакти Адья Кали. Она — повелительница и защитница всей Вселенной. Богине принято преподносить гирлянды (мала) с цветами гибискуса. Паломники могут купить атрибуты для пуджи на входе в храмовый комплекс.

Храм Кали в Дакшинешваре — место с сильной энергетикой. Именно здесь Кали явилась своему преданному Рамакришне, здесь он стал ее сыном, принял ее как Мать. В этом мандире Гададхар не только поклонялся своему избранному божеству со всем рвением и верой, проводил пуджи и ритуалы, здесь он взывал к Кали, чтобы та явила ему себя. Храм стал для него местом откровения, отправной точкой, с которой началось его путешествие к познанию духовных истин.

Дакшинешвар как обитель Рамакришны

У индуистов Дакшинешвар в Калькутте ассоциируется, главным образом, с именем Шри Рамакришны Парамахмсы — одного из главных духовных отцов Индии XIX века. Он снискал всемирную славу как учитель Свами Вивекананды, открывшего миру богатое духовное наследие Индии. Имя Рамакришны при рождении — Гададхар Чаттопадхьяя, но в Дакшинешваре его по сей день часто называют Тхакур (отец, гуру, бог). Этот легендарный человек сумел доказать, что все религии восходят к единому источнику. Он поклонялся Кали, Шиве, Кришне, Хануману, Раме, Радхе, Будде, Аллаху, Христу и сумел слиться с каждым из этих божеств, выполняя соответствующие садханы. Боги разных религий в разные периоды времени подарили свой даршан усердному в своих практиках аскету. Всего за одну человеческую жизнь Рамакришна сумел стать адептом нескольких религий, достигнув полной реализации в рамках каждой из них. Лишь одному человеку до него удавалось что-то подобное — Саи Бабе из Ширди.

Рамакришна из Калькутты

Люди по-разному относились к гению Рамакришны. Кто-то считал его сумасшедшим, кто-то признавал святым, даже аватаром Бога. Но так или иначе, именно благодаря его выдающимся духовным заслугам в Дакшинешвар стали стекаться толпы паломников. И по сей день это место излучает святость и покой, дарует шанс на обретение просветления всем, кто готов к познанию истины. Практически все места в Дакшинешваре так или иначе связаны с Рамакришной, ведь он провел в этом месте почти всю свою жизнь. Но особое место в биографии Гададхара занимал храмовый сад Панчавати.

Парк Панчавати, который во времена Рамакришны больше походил на неуютный лес, стал пристанищем Гуруджи на долгие годы. Северная, лесистая часть храмового сада изобиловала оврагами, корнями деревьев, зарослями, она была малопривлекательной для людей и поэтому дарующей йогину максимальное уединение. Если Гададар не молился в храмах Дакшинешвара, то он находился в медитации под деревьями в Панчавати. Это место стало его личным местом силы, площадкой для духовных практик.

Гададхар

  • Известно, что руками Рамакришны в Панчавати было высажено несколько священных деревьев, в том числе баньян и дерево ним. Некоторые из них сохранились до наших дней.
  • В Панчавати Шри Рамакришна практиковал тантрические дисциплины основных шестидесяти четырех книг тантры. Успех его духовных упражнений был так велик, что он неоднократно погружался в самадхи в ходе их выполнения.
  • Сад Панчавати стал свидетелем посвящения Рамакришны в санньяси при содействии Тотапури. Шри Рамакришна согласился вступить в монашеский орден с целью изучения веданты. Здесь же он был посвящен в ее практики.
  • В Панчавати Рамакришне явился Хрисос, который обнял его и слился с его душой.
  • Тхакур привез в Панчавати горстку земли из своего паломничества во Вриндаван. Он распределил ее по территории парка, а часть поместил в своей хижине для медитаций, отметив, что этот жест освятил Панчавати сделав его не менее значимым, чем Вриндаван.

Как добраться в Дакшинешвар?

Дакшинешвар — один из северных районов Калькутты, ранее бывший самостоятельным населенным пунктом, но сегодня превратившийся в часть городской конгломерации. Он располагается на восточном берегу реки Хугли (Ганги).
Способов доехать в Дакшинешвар из Калькутты несколько.

Метро Дакшинешвар

  • Самый простой способ приехать в обитель Рамакришны — сесть на метро в центре Калькутты и ехать на север до станции Dakshineswar, после чего пройти пешком около 800 метров до храма. Также можно добраться в храм Кали, приехав на поезде на ЖД-станцию Dakshineswar Railway Station, а затем пройдя по живописному, недавно построенному, мосту Rani Rashmoni Skywalk.
  • Второй способ немного сложнее, но романтичнее. Плюс — он подойдет, если ехать в Дакшинешвар сразу с главного ЖД-вокзала Колькаты. В рамках этого маршрута предлагается добраться на автобусе или электричке от станции Howrah Junction до станции BelurMath, после чего сйесть на паром в Дакшинешвар. Стоимость парома всего 11 рупий. Прибытие к храму Кали по Ганге — наиболее аутентичное, особенно, если на пароме будут паломники, направляющие поклониться Богине-Защитнице и почтить память Рамакришны. Стоит отметить, что паром доступен в качестве средства передвижения только при высокой воде. Во время сезонного обмельчания реки он может не ходить (лучше уточнить этот момент заранее).
    Паром в Дакшинешвар
  • Третий вариант — альтернативный первым двум и подойдет, если поездка планируется из нетипичного места. Доехать до храма Кали в Дакшинешваре можно из разных точек города на автобусах 32, C23, C50, С33, AC50. E67, E52, E19, E66, E55, E41, E59, K3, S57, S181, S158, D3, C33, BE11, DN43, DN44 и некоторых других.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *