19 марта, 2024

Три главных дерева Индии

Поклонение силам природы до сих пор заметно в каждом уголке Индии. Неудивительно, что в этой стране есть священные деревья, которые наделены особым статусом и почитаются представителями почти всех религий. Итак, вашему вниманию три наиболее почитаемых дерева Индии:

Баньян

  1. Национальным деревом Индии считается баньян (научное название — Ficus bengalensis). За счет того, что его ветви спускают воздушные корни на землю и те превращаются в новые стволы, дерево серьезно разрастается. В индуизме его образ стойко ассоциируется с бессмертием и продолжением рода. Огромное дерево-лабиринт обеспечивает много тени, что ценно в жарких регионах страны. Многие индусы уверены, что баньян 24 часа в сутки вырабатывает кислород. В религии баньян чаще всего ассоциируют с Кришной. Также считается, что баньяны способны становится обителью якши — представители невидимых сил природы. На их ветвях могут селиться и другие духи деревьев: как добрые, так и злые, вплоть до призраков. Во многих регионах страны баньяны обожествляют, преподносят им дары, а женщины ходят к таким деревьям просить детей и благословения.
    Баньянов в Индии огромное количество, но, пожалуй, самый известный из них располагается в Аллахабаде и именуется Акшаяват Тиртхарадж. Считается, что это дерево — свидетель творения мира. Пипал в Индии
  2. Главным деревом индуизма, джайнизма и буддизма в Индии считается дерево пипал (ашваттха) или дерево бодхи (официальное название — Ficus religiosa). Оно носит статус священного в данных религиях и идеально подходит для медитаций, под ним часто располагают мини-храмики и алтари, останавливаются садху. Если дерево находится при храме, вокруг него обязательно будет совершаться прадакшина. В индуистских текстах дерево пипал считается олицетворением троицы главных богов — Вишну, Брахмы и Шивы, а также фигурирует как место рождения священной реки Сарасвати. Иногда его связывают только с Вишну, считая проявлением этого Бога на земле. Также пипал служит символом предков (умерших родственников). Именно под «фикусом религиозным» достиг просветления Будда. Во время некоторых индийских праздников (например, во время фестиваля Ват Пурнима) дерево пипал многократно обвязывают красной нитью. Благоприятно поливать дерево пипал по субботам (в качестве одной из упай для Шанидева), в период Питру-Пакша и во время ритуалов, связанных с поклонением предкам.
    Самые известный представитель этого растения — дерево бодхи в Бодхгайе.
    Бильва
  3. Бильва, Баэль, Каменное яблоко, Шивадрума, Бенгальская айва (латинское имя — Aegle marmelos) — любимое дерево Бога Шивы и всех его поклонников — шиваитов. Трелистник бильвы считается самым лучшим подношением, которое можно преподнести на шивалингам. По своей форме листок напоминает тришулу. Более того, шиваиты уверены, что любое поклонение Махадеву (от домашней пуджи до храмомой церемонии) не будет завершенным, пока ему не будут предложены листья или плоды бильвы. Дерево Баэль упоминается в Ригведе как место жительства Богини Лакшми. Шивапурана утверждает, что дерево Бильва — это проявленная форма Шивы, но в других текстах также встречается версия, что каждая бенгальская айва — это часть энергии Деви Сати — жены Шивы. Атхарваведа называет Вильву настолько ценной, что его даже нельзя использовать для разведения костра.
    Помимо огромного религиозного значения, дерево Баэль известно своими лекарственными свойствами. Для изготовления аюрведических препаратов и лекарств традиционной медицины применяются практически все элементы растения: от корня до листьев.
    Каменное яблоко часто можно встретить на прихрамовых территориях, возле Шива-мандиров и храмов Дурги. Например, большое дерево бильвы растет во дворе храма Шри Гангадишвар в Ченнае. А на обновленной территории главного храма Варанаси — Каши Вишванатха дерево Бильвы представлено вместе с деревьями Ашоки, Рудракши и Париджат.

Интересно, но на некоторых, особо почитаемых, территориях (зачастую — при храмах) растут сразу несколько деревьев вместе, являя собой места великой силы. Подобное можно увидеть, например, в Шри Бхарат Мандире — древнейшем храме Ришикеша, где срослись воедино стволы деревев пипал, баньян, баэль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.