2 декабря, 2020
Стопы Бога

Как вести себя в индуистском храме: подробная инструкция

Планируя посещение индийского храма, особенно, если речь идет о серьёзном храмовом комплексе или значимой индуистской святыне, обязательно нужно подготовиться. Правильное поведение в святом месте и уважение его традиций станут залогом получения приятных впечатлений и от конкетного визита, и от Индии, в целом.

Храм в Удупи

Алгоритм посещения индийского храма

Собираясь в хинду-темпл, сперва нужно подготовится морально и физически. Принять душ, надеть чистую одежду, привести себя в порядок. Очистить мысли, выбросить плохое из головы, настроиться на благостную волну. При желании и умении – помолиться, прочесть мантры. Если визит в храм происходит сразу после долгой дороги (поезд, автобус), желательно перед храмом, как минимум, принять омовение. Рядом с большими храмами всегда есть гостиницы, а иногда и специальные душевые, где за небольшую плату можно помыться. Также подойдёт омовение в реке, озере, море.

  • На подходе к храму, завидев его гопуру или вход, стоит сложить руки в молитвенном жесте, как бы приветствуя его. Также перед входом можно купить в специальных лавках корзинку-подношение для пуджи, которая включает ритуальные предметы, которые любит Бог. В зависимости от храма это могут быть различные цветы, благовония, молоко или вода, кокос, сахар-прасад и т.д.
  • Заходить на территорию необходимо босиком, сняв обувь и оставив ее у входа. При крупных храмах имеются специальные люди, которые принимают «чапалы» на хранение, выдают номерок, берут деньги за свои услуги. Рядом с маленьким храмом обувь оставляют без присмотра. Чужие босоножки или сандалии никому не нужны, индийцы достаточно брезгливы в этом плане. Если бросать дорогую обувь не хочется, а специального сервиса возле мандира нет, всегда можно обратиться в ближайшую к храму лавку с просьбой «посторожить».
    Обувь перед храмом снять
  • В особо почитаемые индуистами святыни вход разрешен только без личных вещей, телефонов, камер и прочего. Если есть такое требование, значит рядом обязательно будет официальная камера хранения, где можно оставить рюкзак, сумку и ценные вещи на время визита в храм.
  • При входе на территорию храма, равно как и при входе в сам храм, нужно коснуться пальцами правой руки порога, после чего поднести их к голове. Тем самым выражается почтение, уважение к святому месту. В некоторых храмах, особенно там, где посетителям приходится долго стоять в очереди, могут быть свои традиции: например, коснуться на входе верхней части дверного проёма, положить лепестки цветов из подношения (пуджи) к ногам скульптур, изображенных на входе, закрепить монетку в месте, где она не держится и т.д.
  • Попадая на территорию индуистского храма, важно не забыть поклониться колонне с флагом (флагштоку). Чаще всего, она располагается сразу после входа в храм. Некоторые делают простирания перед ней.
  • О своем появлении также принято оповещать Богов ударом колокола или небольшого колокольчика. Он может находиться в разных местах: как возле входа, так и ближе к святилищу. Считается, что звон колокольчика проникает в высшие миры и Боги его слышат.
    Колокольчик в храме
  • Если храм большой, он, скорее всего, предполагает наличие множества мини-храмов. В первую очередь индуисты подходят к мурти Ганеши. Слоноголовый сын Шивы и Парвати – Бог Ганеш – удостоен чести первым принимать молитвы от прихожан вне зависимости от  того, кому посвящен храм.
  • Посещая хозяина храма – главное Божество, находящееся в святилище – стоит уделить внимание его вахане – ездовому животному, чья статуя устанавливается с видом на алтарь. Если речь идет о Шиве, то в непосредственной близости от Лингама будет обнаружен бык Нанди. Многие прихожане наклоняются к одному его уху, второе закрывают рукой и шепчут свои желания. Считается, что Нанди как любимец Шивы, сможет передать Господу просьбы прихожан и они быстрее исполнятся. Вахану также можно украшать цветами, почтительно дотрагиваться до нее.
    Бык Нандин
  • Подойдя к главному святилищу, прихожанин должен помолиться, сложить руки в молитвенном жесте, а если позволяет пространство – поклониться божеству. Индуисты могут даже простереться на полу перед алтарем, направляя руки в сторону Бога. От иностранцев ничего подобного требовать не будут. Разве что попросят не фотографировать алтарь.
  • Параллельно с лицезрением Бога – получением его даршана – желательно сделать подношение (можно купить на улице, перед входом), чтобы умилостивить Божество. Обычно брамин забирает у прихожанина корзинку или поднос с дарами для Божества, преподносит их идолу и часть возвращает обратно человеку. Так фрукты или сладости становятся прасадом – освященной пищей.
  • После даршана принято ставить тилаку на лоб в знак посещения Божества и получения его благословения. Пометить лоб прихожанина точкой, вертикальными или горизонтальными линиями или, даже, особым клеймом, должен сам брамин. Но в разных храмах допускаются вариации, когда служитель кладёт в руку посетителя немного ритуального порошка-краски, выдаёт упакованный пакетик с порошком или предлагает самостоятельно пройти к месту, где стоит все необходимое для нанесения тики. Если ставить тилаку нужно самому, лучше это делать безымянным пальцем правой руки. И да, зеркало рядом вряд ли будет, поэтому ориентироваться придется наугад.
  • В некоторых храмах брамины вяжут на руку паломника цветные браслетики как знак благословения местного Божества. Принято носить такие украшения пока они не обветшают или не порвутся. После чего их можно закопать в землю, отдать реке или повесить на дерево.
  • После даршана нужно обойти святилище и/или храм по часовой стрелке. Если храм большой, то во время такого обхода можно также поклониться другим Богам, чьи алтари установлены по периметру.
    Медитируя в храме
  • В зависимости от статуса храма и правил, принятых в нем, посетители могут провести некоторое время в главном зале с видом на алтарь после даршана. Например, сидя у стеночки в медитации или распевая бхаджаны с остальными.

Если посещение храма приходится на время службы, предстоит придерживаться традиций ее проведения. В частности, мужчины и женщины  могут быть разделены, в разные моменты службы потребуется сидеть, стоять, поднимать руки вверх, читать мантры и т.д. По завершении службы брамин вынесет священный огонь, к которому нужно поднести ладони и символично омыть свое лицо ими 3 раза. Также можно оставить рядом со священным огнём денежку. Также брамин может раздавать освященные жидкости (воду, молоко), еду, цветы, фрукты, пепел от благовоний. Принимать все эти дары следует исключительно правой рукой, допускается поддерживать левой рукой правую снизу.

В индийском храме

Особенности посещения храмов в Индии

Индуизм – религия неорганизованная. В том смысле, что у нее нет единого центра управления и правил, одинаковых для всех храмов. Это обозначает, что руководство каждого мандира или храмового комплекса может предъявлять свои требования в отношении прихожан.

В ряд хинду-темплов не пускают иностранцев вообще. Как, например, в Храм Махабалешвар в Гокарне. Некоторые храмы, вроде Падманабхасвами, делают исключение при предъявлении документов, подтверждающих принадлежность вере. Третьи лояльно относятся к туристам и даже не требуют от них соблюдения дресс-кода. Ряд индийских храмов (Сабаримала, Аттукал, Пушкар) не пускают лиц определённого пола и/или возраста на свою территорию. Перед посещением той или иной святыни следует выяснять политику ее руководства.

Посещение храма – это визит не только к Богу, но и к его служителям, которые, кстати, существуют за счет пожертвований прихожан. В Индии принято оставлять в храме дакшину – оплату браминам за их работу и донейшн – деньги на развитие храма. Брамину кладут деньги обычно на поднос с ритуальными предметами после пуджи или даршана. Для донейшна в храмах стоят большие боксы или металлические ёмкости, куда можно бросить монетки или купюры. Сколько денег оставлять в каждом храме – вопрос индивидуальный и зависит от благосостояния конкретного прихожанина. Минимально обычно кладут 10 рупий.

Поклонение лингаму

В зависимости от специфики храма и характера его святынь, обряды, производимые на его территории, могут отличаться. Где-то нужно обойти n-нное количество кругов вокруг священного дерева, где-то – исхитриться дотронуться до лингама, расположенного в водоёме, где-то – купить подношение для храмовых обезьян или крыс, где-то разбить о специальный камень кокос в знак уничтожения собственного эго, где-то заглянуть в специальную дырку в стене, чтобы увидеть Бога, а где-то получить палкой по спине в качестве отпущения грехов. Догадаться, что и как делать, можно наблюдая за окружающими людьми, проделывающими храмовые обряды который раз в своей жизни. Туристу не стыдно и задавать вопросы в ходе визита в храм, ведь это означает, что он интересуется местной культурой и традициями.

Конечно, в идеале идти в свой первый храм с проводником: гидом или местным, который расскажет и покажет, как правильно себя вести.

Некоторые храмовые ритуалы: приветствие храму, простирания, обход святынь и деревьев по кругу, можно выполнять неоднократно. Считается благоприятным сделать обход 3, 5, 7 или 9 раз.

Шива Парвати

Все действия в храме желательно производить правой рукой, если одной руки недостаточно – допускается выполнять действия двумя руками. Но никак не одной левой. Это может быть трактовано как оскорбление.

В некоторых, наиболее посещаемых храмах Индии, могут быть предусмотрены опции для быстрого прохождения очередей. Например, визитеры горы Тирумалы, поднимающиеся наверх пешком, имеют приоритет в очереди к Баладжи. Но также есть и платные ускоренные очереди, которым не придется много часов ожидать даршана. Ряд храмов позволяет даже купить электронный билет в храм с заранее оговоренным временем визита.

Что надеть в индийский храм

Форма одежды, органично смотрящаяся в любом индуистском храме – это национальная одежда Индии. Для женщин – сари или шальвар-камиз. Для мужчин – дхоти, лунги, саронг. Некоторые храмы закрытые для неиндуистов за счет дресс-кода дополнительно отсеивают иноверцев. Попасть в Каши Вишванатх в Варанаси, например, белой  женщине можно только в сари.

Храм в Индии

Если храм не предъявляет строгих требований к внешнему виду прихожан, то женщины могут идти в юбках и платьях, мужчины – в костюмах, джинсах, повседневной одежде.

Не стоит посещать храм в шортах, мини-юбках, вызывающих, открытых, откровенных нарядах, купальниках. Особенно это касается женщин. Скромная закрытая одежда будет в самый раз.

Южноиндийские храмы (Керала, Карнатака, Тамил-Наду) могут требовать от мужчин оголить торс (снять рубашку или футболку). Это нормальная практика, стоит ее придерживаться, если хочется попасть в святое место.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *