27 июля, 2021
Паломники в Аллахабаде

Паломничество в индуизме

Среднестатистические индийцы не слишком любят путешествовать и редко покидают пределы своей страны без особой нужды. Однако религиозный туризм невероятно развит в Индии и с лихвой компенсирует отсутствие заграничных поездок в жизни местного населения. Путешествие в храмы на праздники, паломничество в святые города, визит к просветленным гуру – подобные поездки поощряются среди индуистов и считаются приносящие благо человеку и его семье.

Отправляться в паломничество принято всей семьей, соблюдая ритуалы и посты, актуальные для конкретного поклонения, принимая омовение перед посещением святых мест, а также посещая рынки при храмах и привозя сувениры соседям, друзьям и родственникам. Для небогатых семей паломничество в ближайший крупный храм остается единственно доступным вариантом туризма. В итоге, все мало-мальски значимые религиозные объекты Индии постоянно полны посетителями.

Паломники в Индии

Наибольшее скопление паломников можно набюдать в Индии во время больших праздников (фестивалей). Например, на Кумбха-Мелу в Харидвар, Удджайн, Аллахабад и Нашик съезжается такое огромное количество гуру, садху, святых людей и паломников, что в эти дни в Индии фиксируются рекорды по численности участников религиозных мероприятий. Большое колчиество приезжих наблюдается в шиваистских городах на Махашиваратри, в местах с храмами Дурги на Наваратри, в кришнаитских местах во время Холи и Кришна Джанмаштами. Много людей съезжается в храм Джаганнатхи в Пури на Ратха Ятру – ежегодный фестиваль колесниц.

Особой разновидностью паломничества выступает прадакшина или парикрама – обход священного места или города по кругу. Такой ритуал, особенно проведенный в благоприятное время, способен подарить очищение от грехов и божью милость. Например, гору Аруначалу лучше всего обходить в дни полнолуния. А паломничество во Вриндаван и Матхуру, к холму Говардхан лучше выполнять в священный для кришнаитов месяц Картика. Особенно верующие люди выполняют прадакшину с простираниями или, как минимум, с раздачей милостыни по пути.

Раздача милостыни в Индии

Места паломничества в Индии

Главными местами паломничества в индуизме считаются саптапури – семь священных городов: Харидвар, Матхура, Айодхья, Варанаси, Удджайн, Канчипурам, Дварка. Эти места получили особый статус из-за своей связи с богами индийского пантеона, а благодаря духовным силам, которые им приписывается древними писаниями. Главным из священных городов выступает Варанаси – место пребывания Шивы на земле, способное дарить спасение каждому человеку. Здесь обязан побывать хотя бы раз в жизни каждый индуист.
В Гималаях обязательные места для посещения индуистами именуются Чар Дхам и включают Ямунотри, Ганготри, Кедарнатх и Бадринатх. Также существует паломничество «Чар Дхам» по всей Индии, включающее посещение святынь в четырех крайних точках страны: Рамешвараме, Бадринатхе, Пури и Дварке.

Также притягивают индуистов и священные рекисапта-синдху. Паломничество к берегам Ямуны, Сарасвати, Годавари, Кавери, Нармады, Ганги и Инда, и в особенности – омовение в их водах, считается способом очищения души от грехов. Особенно мощные паломничества к рекам могут затягиваться надолго. Например, некоторые паломники-садху, чья цель – обретение Бога, совершают многолетний пеший обход святынь реки Нармада. Их путь занимает порядка 3 лет.

Священная река Нармада

Места паломничества у индуистов также классифицируются в зависимости от Богов, которым предстоит поклонение во время такого религиозного путешествия.

  • Вайшнавы посещают Дивьядешам – места поклонения Вишну, насчитываемые в количестве 108 штук. Поклонники Рамы едут в Айодхью, Читракут, Нашик, Рамешварам. Бхакты Кришны посещают Матхуру и Вриндаван, холм Говардхан, едут в Дварку.
  • Шактисты путешествуют к шакти-питхам (местам энергии Шакти), которых на территории Индии по официальным данным 52, по неофициальным данным – тысячи.
  • Шиваиты обьезжают 12 джьотирлингамов, наносят визит в Варанаси, Удджайн и Тируваннамалай, считающиеся местами присутствия Шивы на Земле, а также стараются побывать в храмах, хранящих лингамы стихий.
  • Особый паломнический тур есть и у поклонников Айяппы (бога-брахмачари, являющегося сыном Вишну и Шивы). Бхакты Айяппы облачаются в чёрные одежды, нанимают транспорт и группой перемещаются от святого места к святому месту, держа путь в сторону Сабарималы (Керала), где находится главный храм Айяппы. При этом они держат строгий пост, много молятся, поют бхаджаны.

Паломники в Пури

Кроме прочего, в Индии существуют места, которые благоприятно посещать в различных жизненных ситуациях. За исполнением желаний паломники едут к Баладжи в Тирупати. Чтобы просить о рождении ребенка семейные пары посещают храмы в Канчипураме, Варкале, Осиане, Гокарне. Города, в которых по традиции проводят посмертные ритуалы (шрадха) – это Харидвар, Бадринатх, Пехова (Курукшетра), Пушкар, Сиддхпур. В Индии есть даже особо специализированные храмы, вроде храма Чилкур Баладжи в Химайятнагаре, рядом с Хайдерабадом, который известен как место, где принято просить о получении визы в США.

Паломничество и смерть

В индуизме настолько развит культ паломничества, что даже после смерти человек продолжает путешествовать по святым местам. Наименьшее, что может предложить семья умершему человеку – это кремация на костре и развеивание праха над Гангой или другой священной рекой/водоемом. Более зажиточные семьи, а также ортодоксальные индуисты стараются доставить умершего родственника в Варанаси для кремации и погружения останков в священную Гангу. Этот ритуал способен обеспечить мокшу.

Костры Варанаси

Кстати, многие старые и больные люди, предчувствующие свою скорую смерть, также стараются приехать в Бенарес, чтобы успеть принять омовение в Ганге, смыть с себя все грехи, провести свои последние дни в священном городе и проститься с жизнью на бесконечных гхатах Каши. Смерть в Варанаси считается высшим благом, обеспечивающим человеку избавление от колеса сансары – вечного цикла перерождений.

Зачем совершать паломничество?

Индуисты уверены, что посещение священных городов дает человеку освобождение, мокшу. Поездка в святой город – особый, волнительный ритуал, который позволяет переключиться с рутинного ритма жизни на божественный, прикоснуться к древним святыням, обрести счастье единения с Богом, очистить душу и настроить ее на благостный лад. К паломничеству готовятся, его предвкушают и ждут сильнее, чем отпуск. Семьи заранее покупают билеты на поезд, планируют поездку. Те, кто имеет сильное желание и достаточное количество времени, осуществляют паломничество пешком и босиком, читая всю дорогу мантры и воспевая имена богов.

Очень часто в паломничество отправляются, когда есть неразрешимые проблемы, болезни, финансовые и прочие трудности. Путешествие к святым местам помогает не только обрести надежду на благополучный исход вследствие молитвы в храме, получения даршана Бога, но еще и отдохнуть, разобраться в себе, найти силы и возможности для последующей борьбы.

Комната отдыха паломников

Культ паломничества, существующий сегодня среди индийцев, служит также способом объединения страны, в разных уголках которой живут абсолютно разные люди, не всегда способные понять друг друга. Визит в храм на другом конце Индии позволяет ее жителям посмотреть страну, почувствовать себя ее частью, увидеть разнообразие народов, населяющих Индостан.

Власти страны и отдельных штатов всячески поощряют и даже стимулируют паломничество, организуя соответствующую инфраструктуру для пилигримов. Внутренний туризм приносит городам, носящим статус священных, стабильный ежегодный доход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *