2 декабря, 2021
Нармада

Сапта синдху. Семь священных рек Индии

Реки в Индии – это не просто водоёмы с проточной водой. Это водные артерии, дающие жизнь и смывающие грехи. Это Богини, сошедшие на Землю, чтобы облегчить жизнь человеку. Это милостивые объятья, принимающие прах мёртвых и очищающие его. Каждая река в стране ценна, но есть семь особенно священных рек, которые почитаются верующими хинду и часто становятся объектами паломничества. Эти реки именуются «сапта синдху», можно также встретить название «семь ганг». Имена этих рек фигурируют в Ригведе и Зенд-Авесте, других старинных текстах.

Ганг

Ганга – главная священная река для каждого индуиста. Вдоль нее располагается большое количество мест, которые почитаются жителями страны: начиная от истока Ганги – Ганготри и заканчивая ее местом впадения в Бенгальский залив. Дельта Ганги самая большая в мире. Наиболее священные из городов на берегах Ганги: Харидвар, Аллахабад (Праяградж), Варанаси.

Ганга

Ганга раньше была небесной рекой. Но благодаря хлопотам царя Бхагиратхи, который совершал специальную аскезу для этого, она сошла на Землю. А чтобы смягчить для планеты падение мощных вод Ганги, ее принял на свою голову сам Господь Шива. Богиня Ганга считается дочерью Химавата и сестрой Парвати. Она изображается на крокодиле, в руках у нее лотос, лютня, чётки, чаша.

Ганга Маа

Ямуна – вторая по важности река в индуизме. Она является притоком Ганги и берет свое начало в леднике Ямунотри. С главной индийской рекой, а также с невидимой рекой Сарасвати, Ямуна соединяется в Аллахабаде (Праяградже), в месте, именуемом Тривени Сангам. На ее берегах расположены такие известные паломнические центры, как Матхура и Вриндаван. Также на ней стоят Дели и Агра.

Ямуна

По преданию, Ямуна является дочерью Сурьи (Бога Солнца) и Сараньи (Богини Облаков). Считается, что она превратилась в быстротечную реку после смерти своего брата Ямы. Она так горевала по этому поводу, что рисковала залить весь мир слезами. Боги сделали так, чтобы для реки появилось время, она стала текущей и излечилась от своей скорби. Ямуна Мата изображается темноликой, на черепахе, с кувшином воды, лотосом, цветочной гирляндой в руках.

В 2017 году Высокий суд штата Уттаракханд присвоил рекам Ганге и Ямуне статус живых существ, выступающих юридическими лицами. Нанесение вреда этим водным артериям приравнивается к нападению на человека и карается законом.

Ямуна

Река Инд также числится в списке священных для индуистов, хотя нынче она протекает, в основном, по территории Пакистана. В свое время именно в долине Инда зародилась высокоразвитая индийская цивилизация. Об этом свидетельствуют находки, сделанные археологами в городах Хараппа и Мохенджо-Даро. Вследствие слияния доарийских представлений о мире, которые были свойственны местным племенам, с арийскими взглядами на жизнь, которые принесли пришлые кочевники, возник индуизм. Статус главной реки индуизма Инд утратил по мере продвижения его обитателей на восток, к Ганге.

Река Инд

Нармада – река «дарующая наслаждение», которая берет начало на холме Амаркантак, а затем проходит через половину Индии, чтобы встретиться с Арабским морем. На берегах Нармады расположились такие паломнические города, как Омкарешвар, Мандла, Хошангабад, Махешвар, Амарканатак, Джабалпур и другие. Святые люди делают 2600-километровый обход всех храмов и святынь на обоих берегах Нармады, тратя на это путешествие около 3-х лет своей жизни.

Нармада

Существует несколько версий происхождения реки. Одна говорит, что Нармада – это пот Господа Шивы, который выделился во время выполнения им мощной аскезы в месте истока реки. Вторая гласит, что воды Нармады – это одна из слезинок глаз Бога Брахмы (вторая – река Сон, текущая поблизости). Шива-пурана рассказывает, что Нармада настолько чиста и прозрачна, что даже Ганга раз в год приходит к ее берегам в виде черной коровы, чтобы смыть с себя грехи всех тех людей, которые принимают в ней омовение в течение года. Как дочь Шивы, Нармада изображается с лингамом и тризубцем в двух руках, одна рука находится в жесте благословения, еще одна – держит кувшин. Ее вахана – «морской дракон» макара.

Нармада Деви

Река Сарасвати, которая описывается в древних источниках как «текущая с гор», «полноводная», «сильная и великая», «впадающая в океан» сегодня вообще не отмечена на картах. Она считается невидимой, мифической или подземной. Есть несколько легенд о том, почему это так. Одни гласят, что мудрец Вьяса проклял реку за то, что она мешала Ганеше записывать Махабхарату. Другие повествуют, что появившаяся изо лба Брахмы, река настолько понравилась Богу-создателю, что он возжелал ее как женщину. Убегая от похоти собственного отца, река Сарасвати стала прятаться в землю.

Река Сарасвати

И хотя реку Сарасвати не найти на карте, жители Индии считают, что ее следы наблюдаются в разных местах страны. Например, в деревне Мана (Бхимпур, Бадринатх) расположен ее исток. Появляясь из-под земли, река тут же уходит вновь под землю. А в городке Пехова, что в 30 км от Курукшетры (штат Харьяна) река Сарасвати выхолит на поверхность, чтобы даровать блага тем, кто ей поклоняется. Локация обозначена на карте как Saraswathi Tirth и почитается индуистами как место смерти и кремации Бхишмы – сына Ганги, двоюродного деда Пандавов и Кауравов. Согласно Махабхарате, река Сарасвати пришла к умирающему воину, чтобы напоить его своей водой. В этом месте по сей день поклоняются Богине-реке и отправляют посмертные ритуалы, дарующие умершим предкам мокшу – освобождение из колеса сансары.  Также индуизм признает присутствие реки Сарасвати в некоторых важных праягах или сангамах Индии. Реке причисляют выход на поверхность в Праяградже (Аллахабаде), где в точке Тривени Сангам Сарасвати выходит из-под земли, чтобы встретить Гангу и Ямуну. Схожий сангам числится и в Ришикеше, у Тривени Гхата, где в Гангу скрытым (подземным) способом впадает не только Сарасвати, но и Ямуна. На Тривени Сангаме Сомнатха – недалеко от места, где умер Кришна – также почитается мифическая Сарасвати, присоединяющаяся в этом месте (если верить легендам) к рекам Хиран и Капила.

Тривени Сангам

Есть и научная точка зрения по этому вопросу. В результате масштабного исследования дренажно-ирригационной территории вдоль Инда и его притоков, была получена картина геолого-климатических изменений в этом регионе за последние 10 тысяч лет. Учёным удалось выяснить, что священная Сарасвати – это современная река Гхаггар: маловыдающаяся и часто пересыхающая вне сезона дождей.

Ганга, Ямуна, Сарасвати

Годавари – еще одна священная река, которая на сегодняшний день считается второй по величине после Ганги. На ее берегах располагаются такие важные паломнические центры, как Тримбакешвар и Нашик. На берегу реки Годавари раз в 12 лет проводится фестиваль Пушкарам, во время которого происходит купание в ее водах. Считается, что все Боги в дни празднования стекаются в Коввур (Гошпада Кшетрам) и присутствуют на фестивале.

Годавари

Богиня Годавари восседает на лотосе, держит в руках кувшин, цветок и воду в ладонях. По легенде Годавари – это та же Ганга, которая спустилась на землю в Тримбаке, чтобы очистить оскверненный кунд. Это произошло благодаря аскезе мудреца Гаутамы, который молился здесь Господу Шиве.

Годавари

Наконец, красавица Кавери – это река, спускающаяся с горных склонов Брахмагири и уходящая к Бенгальскому заливу. Она питает множество рисовых полей, расположенных по обеим ее берегам, обеспечивая население нескольких штатов пищей. В дар Богине-реке Кавери многие паломники также преподносят горсточку риса в благодарность за ее дары.

Кавери

Согласно Сканда-Пуране, Богиня Кавери – это Лопамудра Деви, которая помогла забрать амриту у асуров, затем была удочерена Брахмой и дарована им святому Каверу в качестве земной дочери, после девушка выполнила аскезу в надежде стать рекой, вышла замуж за мудреца Агастью и однажды смогла убежать от него в виде речной воды, когда он оставил ее дожидаться на берегу, пока он примет омовение. Эта сложная история несет следующий посыл: мечтавшая служить людям, Лопамудра-Кавери сумела добиться своей цели и по сей день течет в штатах Карнатака, Керала и Тамил-Наду. Богиня Кавери изображается четырехрукой, с цветком и четками в руках, а также держащая кувшин с изливающейся из него водой.

Кавери Богиня

Почти все правоверные индуисты верят, что омовение в реках «Ведического Семиречья» дарует не только физическое, но и духовное очищение – избавление от грехов. Как это ни печально, но на сегодняшний день Ганга и Ямуна входят в десятку самых грязных рек планеты. А Мать-Ганга возглавляет этот список.

В честь всех семи рек существует мантра, которая помогает освятить любую воду. Она звучит как «Gange Cha Yamune Chaiva Godavari, Saraswati, Narmade, Sindhu Kaveri, Jalesmin Sannidham Kuru».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *