14 апреля, 2024
Богиня индуизма Махавидьи

Десять Махавидий (тантрических богинь) индуизма

В индуизме есть термин «Дас Махавидьяс» («Даша Махавидьяс»). Им обозначается десять форм Богини-Матери, которые  особенно почитаются в тантрической традиции. Это не самые популярные в Индии ипостаси Шакти, но многие из них широко известны простым людям и даже локально почитаются в разных уголках страны. Правда, некоторые из Махавидий не слишком любимы индуистами из-за того, что считаются свирепыми воплощениями Шакти, но и им отводится почетное место в пантеоне индуизма. Так или иначе, поклонение Махавидьям как особой группе божеств по сей день осуществляется в Индии и за ее пределами, главным образом, при участии шактистов и тантриков.

Какие же богини относятся к Махавидьям? Кали, Тара, Трипура Сундари, Бхуванешвари, Бхайрави, Чхиннамастха, Дхумавати, Багаламукхи, Матанги, Камалаатмика. Каждая из них соотносится с определенной планетой и имеет возможность обеспечивать определенные блага (вплоть до обретения сиддх) своим преданным. Постараемся выяснить, чем же отличаются Махавидьи и что на что они способны.

Махавидья Кали Маа

Известная как «пожирательница времени» или «черная богиня», Кали Мата (она же — Махакали, Калика, Каларатри, Бхадракали) считается самой жестокой и ужасной формой Шакти. И она же возглавляет список Махавидий как самая всесильная Богиня. До наших дней в некоторых храмах Кали (особенно в Западной Бенгалии — ее вотчине) регулярно проводятся кровавые жертвоприношения. Но Кали также крайне важна для индуистов. Ее чтят как высшее проявление Брахмана и как Богиню, способную помочь справиться с собственным эго.

Кали Деви

Махакали известна в качестве супруги Шивы. Она имеет черную кожу (цвета кромешной тьмы), изображается как обладающая четырьмя или десятью руками. У нее есть третий глаз, а из белозубого рта высунут ярко-красный, обагренный кровью, язык. Кали демонстрирует растрепанные длинные спутанные волосы. Богиня одета в шкуры или вообще не имеет одежды привычного вида. Наряды и украшения ей заменяют гирлянды из черепов, костей, отрубленных рук. В руках «пожирательница времени» держит трезубец Шивы, меч, голову мертвого демона и чашу, подставляемую под нее для сбора крови. Одной ногой Кали стоит на своем супруге — Шиве, покорно лежащем на земле.

Преданные Кали чтят ее как Мать всего живого, как изначальную энергию Космоса, как конечную реальность. Она существовала и будет существовать всегда, даже когда материального мира не станет. Кали Маа способна устранить зло, защитить, подарить освобожение от колеса самсары. Неслучайно, издревле ее почитали, в том числе, на местах кремации и на поле боя.

Кали Маа

Проведение обрядов во имя Кали помогает человеку избавиться от пагубного влияния Сатурна (Шани).

Храмов Кали в Индии сотни, если не тысячи. Среди них самые известные:

  • древний Храм Калика Мата на горе Павагадх в Гуджарате, построенный в X-XI веках;
  • исторический Шри Махакали Темпл в Чандрапуре (Махараштра) с более, чем 500-летней историей;
  • деревенский храм Бхадракали Деви в Гокарне (Карнатака);
  • один из древнейших храмов Шакти в Индии — Шри Банде Махакали Темпл в Бангалоре (Карнатака);
  • мощный Шри Удджайни Махакали Темпл, расположенный в Секундерабаде (Телангана);
  • храмы Колькаты: Калигхат Кали Темпл и Храм Кали в Дакшинешваре;
  • храмовый комплекс Парк Читтаранджан Кали Мандир, созданный бенгальским сообществом преданных Кали в столице Индии — Дели.

Махавидья Тара

В настоящее время Тара более известна как Богиня, которая занимает важное место в пантеоне богов буддизма. Однако в индуизме она также фигурирует, в основном, как божество, обеспечивающее своим преданным защиту. По своему описанию Тара очень походит на Кали Деви. Она — свирепая форма Шакти, способная внушать врагам страх.

Тара Кали Махавидьи

Тару изображают с синим оттенком кожи (другое ее имя — Нилсарасвати), с растрепанными черными волосами, минимумом одежды (роль которой выполняют звериные шкуры), часто она изображается с округлым животом. Богиня носит малы из черепов. В индуистской иконографии Тара попирает ногой мужскую фигуру. В ее руках обычно обнаруживаются лотос, ножницы, ятаган и голова убитого ею демона. Как и Кали, Тара часто изображается с высунутым языком (символом крайнего удивления).С оружия Тары может течь кровь, ее также могут изображать вымазанной человеческой кровью. Считается, что этот символ свидетельствует о важности для Тары самоотверженного и преданного служения ее бхактов. Для них она выступает в роли заботливой Матери, обеспечивая им защиту от зла и успех во всех делах.

Тара считается одним из проявлений Адишакти. У нее также, в свою очередь, есть несколько форм: Экаджата, Угратара, Ниласарасвати. Несмотря на тот факт, что поклонение Таре распространено среди тантриков, достичь расположения этой Богини сравнительно несложно. Главное — искренне предаваться этому процессу.

Астрологи считают, что поклонение Таре может служить упайей для коррекции Юпитера.

Богиня Тара храм в Индии

Храмы Тары не так распространены, как храмы Кали. Самые известные среди них:

  • Tara Devi Temple в Шимле (Химчал-Прадеш), расположенный высоко в горах (7200 футов над уровнем моря) и датируемый XVIII веком;
  • Maa Tara Tarini Temple в Пурушоттампуре (штат Одиша), находящийся на вершине холмов Кумари и считающийся сильной шакти-питхой;
  • впечатляющий храм XIII века Tarapith Temple в Рампурхате, Западная Бенгалия;
  • небольшой, но посещаемый тысячами паломников ежегодно, индуистский храм Sri Sri Ugratara Devalaya в Гувахати (штат Ассам).

Махавидья Трипура Сундари

Богиня Трипура Сундари считается самым значимым проявлением Махадеви и повелительницей Шри Видьи. Ее титул переводится как «самая красивая во всех трех мирах». Она также носит можество имен и известна в разных местах Индии как Камакши, Трипурешвари, Раджараджешвари, Лалита, Шодаши. Шактисты верят, что Трипура Сундари представляет собой высшее божественое проявление, спсобное создавать божества Тримурти, формировать Вселенную и управлять процессами в ней. Деви почитается как победительница демона Бхандасура.

Трипурасундари Деви — это вечно юная девушка, которую даже часто изображают с детским лицом (в этой ипостаси она известна как Бала Трипура Сундари). Другое ее имя — Шодаси — обозначает «16-ти летняя». В индуистской иконографии Трипура Сундари одета в шелковые наряды, имеет гладкую молодую кожу, ровные зубы, красивую улыбку. Она восседает на троне в полулотосе и ее нижняя нога упирается в Шри Чакру — один из центральных символов Шакти. В руках у нее часто изображается лук из стебля сахарного тростника и стрела из цветов.

Махавидья Трипура Сундари

Лалита или Камакши олицетворяет собой любовь, красоту, сострадание, благость. Те, кто избрал ее в качестве божества для поклонения, получают помощь в решении семейных проблем, избавляются от бедности и несчастий. Вечно юная богиня считается всепривлекающей и часто почитается как главенствующая над всеми десятью Махавидьями. При этом многие приверженцы Лалиты поклоняются не ее изображению, а Шри Чакре — янтре, в которой она проявляется.

Астрологи рекомендуют проводить пуджи этой Богини для нейтрализации негативных эффектов, которые дает в гороскопе Меркурий.

Храмы Трипура Сундари Деви

Поклонение Трипура Сундари Деви осуществляется в таких храмах:

  • в храме Шри Камаши Амман в Канчипураме (штат Тамилнад);
  • в храме Sri Bala Tripura Sundari Temple в Сурья Рао, близ города Какинада (Андхра Прадеш), недалеко от впадения священной реки Годавари в океан;
  • в храме Трипура Сундари в деревне Радхакишорепур (рядом с Удайпуром, штат Раджастан);
  • в храме Maa Tripura Sundri Temple в Патане (штат Раджастан), который считается шакти-питхой и славится своей красотой;
  • в храме в Чхатрабхоге (штат Западная Бенгалия);
  • в храме Tripur Sundri Temple близ Тевара (рядом с Джабалпуром, штат Мадхья Прадеш), который дает уникальную возможность получить даршан Махалакшми, Махагаури и Махасарасвати, поклонясь Трипура Сундари Деви;
  • в невероятно красивом храме Shri Tripurasundari Ammanavara Gudi в окрестностях Майсура.

За пределами Индии также широко известен храм Лалиты-Камакши, Shree Kamadshi Amman, расположенный в Хамме (Германия).

Махавидья Бхуванешвари

Богиня с именем Бхуванешвари считается одной из высших форм Ади Парашакти. Ее имя переводится как «Правящая Вселенной» или «Царица трех миров»: земного, небесного и подземного. Ее часто ассоциируют с Адити — вселенской матерью. Она создает и поддерживает мироздание, обладая огромной силой. Даже аватары Богов поклонялись ей для достижения своих мирских целей (например, Рама молился Бхуванешвари перед решающей битвой с Раваной). Считается, что Деви настолько сильна и всеобъемлюща, что способна управлять даже планетами, влияющими на судьбу людей.

Бхуванешвари Деви

Бхубанешвари Мата изображается красивой женщиной с четырьмя руками. Она восседает на золотом троне, одетая в красивые праздничные одежды, украшенная множеством драгоценностей. Две ее руки благословляют людей, в оставшихся двух она держит ангусам и пасам (предметы для управления слоном).

Своих преданных Богиня наделяет 64 добродетелями, позволяя быть счастливым, здоровым и успешным. Ее покровительство также помогает освободиться от желаний и привязанностей.

Поклонение Бхуванешвари может гармонизировать Луну в гороскопе человека.

Храмов посвященных высшей форме Ади Шакти в Индии много. Вот главные из них:

  • высокогорный храм Adishakti Bhuvaneshwari Devi Shakti Pitha в Билкхете (штат Уттаракханд);
  • храм Shree Bhuvneshvari mata Temple в Гондале, Гуджарат располагает великолепным мраморным мурти Богини Буванешвари;
  • храм Bhuvaneshavi Devi есть и в Матхуре, неподалеку от главной святыни этих мест — храма Кришны Джанамбхуми;
  • небольшой Bhubaneshwari Temple в Джамшедпуре (на территории колонии Тата Моторс), где преданные подносят богине одежды в обмен на исполнение их желаний;
  • святыня Nochipra Bhagavathy Kshetra, в Вестхилле (Керала) известна как место почитания Бхуванешвари Аммы.

Храм Буванешвари Деви

Целый город — Бхубанешвар в Одише — находится под покровительством этой богини и, конечно же, имеет множество храмов, посвященных Бхуванешвари. Например, красивое святилище Деви имеется в знаменитом местном храме Лингарадж. Важная святыня Бхуванешвари находится на островке Найнативу в храме Нагапушани Амбал. Также на территории комплекса Шри Джаганнатха в Пури есть храм, где поклоняются Буванешвари.

Махавидья Бхайрави

Богиня Бхайрави (также Трипурабхайрави) считается аналогом Бхайравы в женском обличьи, а также его супругой. Она принадлежит к числу гневных форм шакти, внушающих ужас вместе с благоговеянием. Готовая карать врагов, она выступает в роли заботливой матери для своих преданных. Бхайрави изображается стоящей на лотосе или попирающей ногами тело своего Господина — Шивы. Она имеет красную кожу, растрепанные спутанные волосы, третий глаз на лбу и клыки во рту. В одной ее руке — книга, в другой — четки для джапы (у более гневной ипостаси — меч и чаша для крови), две другие сложены в мудры (абхая-мудра и варада-мудра). У Деви сине-красное сари и большая мала из человеческих черепов в качестве украшения. Также она может украшать себя змеями.

Махавидья Бхайрави

Поклонение Бхайрави может приносить семейное счастье и душевный покой, долголетие, прибавление в семье, а также дает защиту от невзгод и избавляет от отягощающих жизнь проблем. Адепты утерждают, что Деви награждает тех, кто поклоняется ей, в любом случае и чаще всего — практически без промедления.

Почитание Богини Бхайрави Деви рекомендуется астрологами людям с ослабленной Лагной (асцендентом).

Храмы Бхайрави Маты можно найти по всей Индии, в особенности — на Севере и Востоке. Достойны внимания, например:

  • святыня Bhairavi Mata Temple в Хайдерабаде (столица Теланганы);
  • храм Maa Sidhhabhairabi Temple в Мантриди (штат Одиша);
  • трехэтажный комплекс Maa Patal Bhairvi Mandir в Раджнандгаоне (штат Харьяна);
  • 400-летний Bhairabi Temple в Тезпуре (район Сонитпур, штат Ассам).

Махавидья Чхиннамастха

Чхиннамастха Деви (Чиннамаста, Йогани Мата, Чхиннамастика, Прачанда Чандика) всем своим видом выдает, что она настоящая тантрическая Богиня. Одно ее имя переводится как «та, что отрубает себе голову». Она изображается более, чем экстраординарно: молодая голая краснокожая женщина держит собственную голову (олицетворяющую эго) в своих руках. Из ее шеи бьет фонтан крови, струи которого попадают на стоящих рядом служанок (Дакини и Варнини или Джая и Виджая), ради которых Богиня сама себя обезглавила. В облике сочитается ужас акта самоистязания с благостью самопожертвования собой ради других. Чинамастха имеет растрепанный вид, красную кожу, носит бусы, змею и малу из черепов в качестве украшения. Помимо головы, у нее в руках также имеется меч. Ее можно часто увидеть на картинах стоящей ногами на паре возлюбленных (Камадев и Рати), занятых соитием.

Махавидья Чиннамастха Деви

Ее почитают как Богиню, способную даровать мнгновенное освобождение. Она символизирует собой управление сексуальной энергией, смерть и бессмертие, а также способна помогать в пробуждении кундалини. Ей часто поклоняются с целью обрести те или иные сиддхи.

Чиннамаста может быть полезна также в ситуациях, когда нужно умилостивить теневую планету Раху.

В связи со спецификой и сложностью изображения Чиннамасты, она имеет немного храмов в Индии, в основном, в Одише, Джарханде, Западной Бенгалии. Например, известны тантрические храмы:

  • Chinnamasta Temple в Бишнупуре (штат Западная Бенгалия);
  • Chinna Masta Mandir в Хаулие, рядом с границей Индия-Бангладеш;
  • Chhinnamastika Temple в Раджраппе (на дороге Ранчи-Рамгарх, штат Джаркханд), считающийся одним из самых крупных шакти-питхов в мире.

Несколько храмов Чиннамасты Деви также есть в Калькутте, например, в Ховрахе, Баранагаре и Маникпуре.

Махавидья Дхумавати

Дхумавати — богиня в образе дряхлой старухи с копной седых волос. Она часто изображается на фоне заброшенного индуистского храма, окруженного воронами или же на месте кремации. Ее принято показывать восседающей на вороне или на колеснице, которая когда-то была красивой и запряженной конями, но теперь карета стоит на месте, ведь ее путешествие окончено.

Дхумавати Мата темна лицом, у нее дряблая морщинистая кожа, растрепанные волосы. Богиня выглядит отталкивающе, изображая смесь гнева и страха на своем лице. Она уникальна еще и тем, что это Шакти без Шивы: по сути, она вдова, на что также указывает ее белое сари. Дхумавати актуальна в контексте катаклизмов: как природных (цунами, извержения вулканов, торнадо), так и рукотворных (войны, техногенные катастрофы). Ее также упомянают как Богиню, управляющую безвыходными ситуациями. Часто именно ей молятся, когда хочется спастись там, где это кажется невозможным.

Махавидья Дхумавати

Считается, что поклоняться Дхумавати нужно только ночью, в идеале — на кладбище или в лесу. Причем, поклоняющийся должен быть полностью обнажен.

Дхумавати также способна помочь с нейтрализацией пагубного влияния теневой планеты Кету на конкретного человека.

В Индии есть и храмы Дхумавати, но они не для всех: к святилищу часто не допускают замужних женщин, хотя пожилым дамам можно заходить без ограничений. Среди храмов Дхумавати известны:

  • храм Maa Dhumavati Temple в городе Варанаси (Уттар-Прадеш);
  • храм Дхумавати в Датии (Махараштра), на территории тантрического комплекса Шри Питамбара Питха;
  • храм Дхумавати Темпл в Манди (Химачал Прадеш);
  • храм Дхума Деви Темпл в Пандохе (Химачал Прадеш);
  • храм Maa Dhumavati Mandir в Гувахати (Ассам);
  • храм Дхумавати Мата Темпл в Куттаке (Одиша).

Несмотря на свою специфическую внешность и сомнительный антураж, Дхумавати Деви способна щедро одаривать своих преданных, в том числе, открывая им знания об устройстве мира и даруя сверхспособности — сиддхи. Дхумавати известна как подательница благ и гуру.

Махавидья Багаламукхи

Богиня Багаламукхи (Багала, Питамбари) известна как та, что способна устранять врагов и приносить победу. Она изображается с желтоватой (золотистой) кожей, распущенными черными волосами и третьим глазом на лбу, одетой в желтые одежды, восседающей на троне. Чаще всего ее можно увидеть держащей асура Мадана за язык и замахивающейся на него оружием (палицей). Изредка Багаламукхи рисуют с головой журавля.

Махавидья Багаламукхи

Легенды, связанные с Багаламукхи, рассказывают, что поклонение ей помогает разрешать конфликты, в том числе — судебного или военного характера. Например, даже всесильные братья Пандавы поклонялись Багаламукхе, чтобы победить на поле Курукшетра.

Считается, что Богиня способна избавлять людей от заблуждений при помощи своего оружия. Поклонение Багаламукхи рекомендовано людям, у которых в гороскопе есть проблемы с планетой Марс. Кроме того, даршан Маты Багаламукхи помогает устранить в жизни преданного все затруднения. По этой причине храмов Багаламукхи в Индии немало.

Самый известный храм Багаламукхи находится в Налкхеде (штат Мадхья-Прадеш). Это очень древний мандир, который датируется Двапара-Югой. Считается, что его заложил Юдхиштхира по велению Кришны. Мата Багаламукхи в Налкхеде необычная. Это самопроявленное мурти из камня, которое также известно как Тришакти, поскольку Богиня изображена здесь трехликой. Второй важный храм, связанный с Багаламукхи, находится в Датии и известен как Sree Pitambara Peetha. Известно, что в этом месте внешний вид Богини Питамбара-Багаламукхи изменяется трижды в день.

Храм Махавидья Багаламукхи

Среди других храмов Балагамукхи стоит выделить:

  • храм Наваграхи в Харгоне (Мадхья-Прадеш), где Багаламукхи молятся, чтобы гармонизировать влияние всех 9 планет;
  • горный храм в районе Кангра (Химачал-Прадеш), где также поклонялись Деви сыны Панду во время своего 13-летнего изгнания;
  • мощная Багалапитха украшает собой местечко Валлакоттай рядом с Канчипурамом в штате Тамил-Наду;
  • храм Sri 1008 Bagalamukhi Vankhandi Mandir в Химачал-Прадеше, который также построен во времена событий Махабхараты;
  • важная Сиддха Шакти Питха, посвященная Багала Деви, находится в Сомалапуре (Карнатака);
  • храм Маты Бамлешвари на холме в окрестностях Раджнанда (штат Чхаттисгарх) также посвящен местной форме Багаламукхи.

Махавидья Матанги

Матанги Деви или Матангини почитается как темная Сарасвати. Если последняя признана покровительницей искусств и ремесел традиционных, то Матанги считается тантрической Богиней, также отвечающий за искусства (речь, музыка, изобразительное искусство), но в их нетрадиционных формах. Из-за этой особенности Матанги часто ассоциируют с неблагоприятными аспектами, например, с загрязненной пищей (недоеденными остатками). Этой Богине разрешено делать подношения левой рукой.

Матанги имеет зелёный или зеленоватый оттенок кожи. Она молода и красива, одета в красные одежды, носит много украшений и изображается сидящей на троне. Существует две формы Матанги:

  • четырехрукая Уччхишта-Матангини, покровительствующая чандалам (низшие касты) и изображаемая с разнообразным оружием в руках (стрекало, дубина, петля, меч);
  • королевская Раджа-Матанги, играющая на вине в сопровождении пары попугаев и символизирующая собой 64 вида искусства.

Ее имя непроста перекликается с именем Риши Матанги, ведь Богиня была воплощена на земле как его дочь. Те, кто поклоняются Матанги Деви, становятся способными развивать в себе творческие качества, могут также получать контроль над врагами, управлять разными энергиями. Богиня помогает своим бхактам избежать проблем с учебой и работой.

Имеет смысл прославлять Матанги и посещать ее храмы с целью коррекции или усиления Солнца в гороскопе.

Храмы Матанги Деви не слишком распространены, но их можно посетить в таких местах Индии:

  • Shri Modheshwari Matangi Mata Mandir в Гондье (Удджайн, Мадхья-Прадеш).
  • древний храм Раджа Матанги в Тирмаламе (район Тируварур, штат Тамил Наду);
  • спокойный и умиротворяющи Shree Renuka Devi matangi mandir в Маргао (Гоа).

Кстати, знаменитый храм Минакши в Мадурае также связывают с именем Матанги, считая Минакши — формой Раджаматанги Деви.

Махавидья Камалатмика

Камалатмика Деви (Камала, Камаламбика, Камалалайя), как следует из ее имени, является Богиней Лотоса (символа Индии и цветка, который произростает из грязи, но всегда остается чистым). Она изображается сидящей внутри лотоса со слонами, поливающими ее сверху водой. Этот образ перекликается с образом Богини процветания Лакшми, но считается более независимым и тантрическим.

Махавидья Камалатмика

Камала Деви имеет привлекательные черты, а ее кожа с оттенком золота. Она одета в хорошие одежды (красивое платье), носит украшения и драгоценности на груди, на ногах и руках. Она может изображаться как двухрукой (держит цветы лотоса), так и четырехрукой (держит золотой горшок, цветы лотоса и благословляет). Призвание этой Деви — поддерживать процветание и дарить благополучие своим преданным

Несмотря на то, что поклонение Богине весьма благоприятно, она тем не менее, считается тантрическим Божеством и почитается, по большому счету, в основном шактистами и тантриками.

Камала Атмика ассоциируется с планетой Венера, поэтому поклонение этой Богине помогает усилить Венеру.

Храмы Камалатмики есть в Индии в таких местах:

  • значительный и древний храм Sri Kamalambika Temple в Тируваруре (штат Тамилнаду);
  • исторический каменный храм Sri Kamalanarayana Temple в Дегаоне района Белгаум (штат Карнатака) датируемый XI веком;
  • симпатичный храм Kamala Devi Mandir в Кармале, рядом с Кхарекураном (штат Махараштра).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.