Храм Деви — Нагапушани Амман Ковил — пожалуй, самый известный шактистский храм Северной Шри-Ланки. Строго говоря, он находится не на самом острове Цейлон, а на прилежащем к нему маленьком острове Найнативу в Полкском проливе. К нему ходит специальный паром, поэтому добраться в это место не составит особого труда.
Название храма Nagapushani Amman Kovil переводится с тамильского как «Остров или город богини, носящей змей как украшения«. Как правило, все храмы с приставкой «амман» в Тамилнаду и Шри-Ланке посвящены женской ипостаси божества. В данном случае речь идет о богине Нагапушани (второе имя Бхуванешвари), которая известна как одна из форм Парвати.
Этот храм также носит статус шакти-питхи (места с проявленной энергией Шакти). Считается, что в этом месте упали силамбу Сати (браслеты для ног). Среди индуистов он также известен как дарующий благословение в виде здорового потомства, поэтому сюда часто едут женщины, молящие о рождении ребенка и беременные — просящие о легких родах. Когда же дети рождаются их также привозят на даршан к Богине при первой же возможности. Внутри храма есть особое место с детскими кроватками — их привязут верующие, загадывающие желание о ребенке.
Легенды храма Найнативу Нагапушани Амман
С этой святыней шактизма связано сразу несколько легенд:
- Первая из них рассказывает, что храм (и мурти Деви в нем) является творением рук Бога Индры, который жил здесь какое-то время. Эта легенда гласит, что Гаутама Риши проклял Индру — повелителя небесного царства — за то, что тот соблазнил его жену. В соответствии с проклятием, тело Индры полностью покрылось язвами в виде вульв. В ужасе от своего нового облика, Индра Дев отправился в доровольное изгнание на остров Найнативу. Здесь во время покаяния, он своими руками создал мурти Богини Дурги и стал поклоняться ей. В благодарность за хорошую садхану, Бхуванешвари превратила его язвы в глаза, сделав его тысячеоким.
- Вторая легенда повествует о том, что строительство храма Нагапушани было осуществлено Мааниканом из Королевства Чола, который помог завершить войну между орлами и змеями. Дело было так: одна змея сорвала на острове Пулиянтиву цветок для поклонения Бхуванешвари и отправилась по морю вплавь на остров Найнативу, чтобы почтить Деви. Но по дороге на нее напал орел (в некоторых источниках говорится, что это был сам Гаруда — вахана Вишну). Змея быстро нашла камень в море и обвилась вокруг него, чтобы птица не смогла ее схаватить. В то же время орел занял соседний камень и стал выжидать. Там же проплывал Мааникан — купец, который плыл в эти края торговать. Он увидел эту картину, пожалел змею и попросил Гаруду ее отпустить. Орел согласился, но только с условием, что вокруг мурти Нагапушани будет построен полноценый храм. Так и произошло.
Устройство храма Нагапушани Деви
Хинду-темпл на острове Найнативу является типичным представителем дравидийской архитектуры. В его декоре множество картин, скульптур, резьбы и тому подобных украшений. Нагапушани Амбал Темпл очень яркий и красочный. От него невозможно оторвать глаз.
Уже подплывая к острову Найнативу, можно увидеть башни, стоящие на страже храма. Это гопуры, которых здесь четыре. Самая высокая и просматриваемая издалека называется Раджа-гопура, она имеет высоту 33 метра и украшена большим количеством скульптур индуистских божеств. При этой надвратной башне установлены скульптуры стражников и огромные изображения черных слонов (по обе стороны от входа). Эта композиция смотрится очень мощно.
На территории храма есть несколько различных построек:
- Вахана мандапам (где хранятся транспортные средства божеств);
- Васантха мандапам (место, где устанавливают праздничные версии храмовых божеств);
- Калаяна мандапам (площадка для проведения свадеб);
- Шри Бхуванешвари Калаи Аранга Мандапам (зал для музыки и танцев).
Самой интересной из всех прихрамовых построек представляется скульптурная композиция, установленная в небольшом водоеме Кайласарупа Пушкарини. Она изображает Богиню, поклоняющуюся шивалингаму и стоящую на платформе, которую держит на своих плечах Демона Раван, расположившийся на скрученной кольцами змее. Это также и фонтан, но омовение в его водах запрещено.
При храме также работает Аннапурнешвари Аннадхана — место, где во время праздников выдают прасад — освященную пищу.
Говорят, что все постройки храма расположены таким образом, чтобы складываться в янтру. Однако спутниковые снимки не подтверждают эту легенду. В то же время на них отлично видно маршрут кругового обхода храма, который традиционно индуисты выполняют после даршана.
Также известно, что брамины этого храма живут неподалеку от него, на том же острове, в специальном квартале к северо-западу от святыни.
Святилище храма Нагапушани Амбал
Как и во многих индуистских храмах, посвященных парных божествам (Шива-Шакти), помимо мурти Шри Нагапушани Деви, здесь также есть изваяние ее супруга — Шри Найинара Свами. Они установлены рядом как единая композация. Ежедневно перед ними проводят пуджу, включающую омовение божеств, их украшение, подношение еды и огня. Такая служба повторяется 6 раз в день. Над святилищем расположена башня-вимана, возвышающаяся вверх на 3 метра.
В других алтарях храма расположены такие божества: Ганапати, Картикея с супругами, 9 планет Наваграха, Бхайрава, Сурья, Чандра, Бхуванешвари.
История храма Нагапушани на Шри-Ланке
Из легенд мы знаем, что Индра поставил в храме изваяние Бхуванешвари, а купец Чола — Маниакаан — построил здание для отправления культа в этом месте. Исторические свидетельства говорят в пользу того, что Nagapushani Amman Kovil действительно древний.
Тот факт, что храм в этом месте существовал с незапамятных времен, зафиксирован в нескольких источниках:
- в литературных произведениях тамилов «Manimekalai» и «Kundalakesi»;
- в Шакти Питха Стотрам (гимн в честь шакти-питх);
- в тексте Брахманда Пураны.
Считается, что расцвет храма произошел благодаря Ади Шанкарачарье, который упомянул его в качестве одного из мест паломничества, где ясно проявлена энергия Шакти. После его «рекламы» в храм хлынули толпы паломников. Он стал процветать. Однако так было не всегда.
Португальцы разрушили храм Богини Нагапушани в 1620 году. Однако, спустя целый век он был отстроен, так как представлял собой важную святыню для ланскийских тамильцев. Актуальные постройки, которые можно лицезреть в храме, датируются XVIII веком. Их строили 70 лет, завершив к 1790 году.
Особенности посещения храма Найнативу Нагапушани Амман
- Чтобы добраться в Храм Богини Нагапушани, предстоит сначала прибыть в столицу северной провинции Шри-Ланки — Джафну, затем сесть на автостанции на автобус до Курикаддувана (Kurikadduwan), а оттуда — на паром Kurikadduwan-Nainathivu Ferry. Общее время в пути — около 1,5-2 часов.
- Как и во всех тамильских храмах, мужчинам перед входом в Nagapushani Amman Temple предстоит по старинной традиции снять футболку/рубашку (обнажиться по пояс). Женщинам напротив — нужно надеть одежду, закрывающую колени и плечи.
- Храм открыт ежедневно с 6:30 утра до 19:30 вечера, перерыв на обед с 12:30 до 16:30.
- Фотографировать внутри храма нельзя. За пределами храма фотография возможна, но по разрешению работников этого места.
- В храме Nagapooshani Amman Kovil широко празднуются Махашиваратри, Наваратри, Ади Пурам. Самый же крупный праздник в храме Нагапушани Амман, называется Тирувиджа Махоставам. Он празднуется 16 дней в июне-июле (в месяце Ани тамильского календаря). На Thiruvizha Festival сюда съезжается свыше 100 тысяч паломников (за исключением ковидных лет).
Интересно, что на очень маленьком островке Найнативу размещается целых четыре храма разных религий: непосредственно рядом с индуистским ковилом располагается буддийский храм Нагадипа, где, по преданию, бывал Будда и где хранится трон, подаренный ему; чуть дальше располагается христианская церковь Сент Энтони, а на другом конце острова есть мечеть Найнативу Джумма. Преимущество храма Нагапушани (по сравнению, например, с буддийским храмом), в том, что иностранцы могут посетить его бесплатно.
Приехать в Нагапушани Амман Ковил стоит ради того, чтобы проникнуться атмосферой Шанти, прогуляться по уютному острову, полному зелени, увидеть древние святыни.
Кстати, это не единственный храм на Шри-Ланке с такой мощной энергетикой. В этой стране существует много интересных индуистских храмов, которые носят статус святынь. Подробнее о таких местах рассказывается в этом материале.