7 октября, 2024
Баньян Индия

Священные деревья Индии: пристанище для духов

На территории Индии произрастает огромное количество деревьев, насчитывающих сотни и даже тысячи лет. Многие из них перестают быть для местных жителей просто объектами живой природы и превращаютя в мини-храмы или святилища.  Это происходит по той причине, что в стране с жарким климатом, деревья, дающие прохладу, сами по себе притягательны для человека. Под их сенью отдыхают, играют с детьми, встречаются, обсуждают важные дела. Дерево служит свидетелем человеческой жизни и, со временем, неизбежно становится его частью. Если индийцы замечают необычное влияние дерева на свою жизнь, они говорят о том, что в нем живет дух. Ему начинают приносить дары, молиться, просить помощи в житейских делах. И нередко эти молитвы бывают услышаны. Примеры деревьев, которые по сей день помогают людям: Кальпа Врикша и Вата Врикша в Путтапарти.

Поклонение дереву

В индийской мифологии привычными «подселенцами» крупных и древних деревьев считаются якши и якшини. Это невидимые духи природы, которые в большей степени положительные, чем отрицательные, хотя могут озорничать и подшучивать над людьми. Правителем якшей выступает Кубера Дев.

В книге «Биография голубоглазого йогина» Рампури явление «живых деревьев» объясняется так: во внешне неподвижном теле дерева пребывает нечто бестелесное, что можно назвать духом. Для выполнения задач в материальном мире такие духи нуждаются в людях. А люди, в свою очередь, обращаются к духам, чтобы заполучить нематериальные блага: знания, благословения, помощь в деторождении и т.д. Чем сильнее люди верят в духа, тем сильнее он себя проявляет и говорит устами людей.

Большой индийский баньян

Есть очень легенда, рассказывающая о природе необычных деревьев. Она знакомит нас с Налакуварой и Манигривой — двух братьях, сыновьях Бога богатства Куберы, которые отдались во власть раджасу — проводили свое время за распитием вина и развлечениями с девушками. Мудрец Нарада, однажды встретившийся с ними, пожелал им встать на путь исправления и, из великой милости, проклял их превратиться в деревья. Но не простые, а сохранившие память о своем прошлом. Так Налакувара и Манигрива оказались заточены внутри деревьев арджуна на сто лет. На их счастье, то место, где они росли, превратилось во двор Нанды, где рос и играл маленький Кришна. Только благодаря его особому благословению деревья-близнецы были сломаны им во время игры, после чего очистившиеся от грехов полубоги предстали перед ним, полностью осознавшими свои пороки и ищущими освобождения.

Кришна Верховная Личность Бога

Особенно богатыми на духов в Индии считаются баньяны. Деревья, чьи ветви становятся корнями, выглядят слишком неординарно для этого мира. Поэтому их принято считать дверью в потустороннее просранство. Индусы верят, что на баньянах могут селиться как обыкновенные якши, так и более специфические сущности: например, киннары (наполовину люди, наполовину животные) или небесные музыканты гандхарвы. Если дерево способно помогать людям в реализации их планов и исполнении желаний, то его боготворят, украшают цветочными малами (гирляндами), украшают алтарями богов, делают ему подношения, ставят дии-лампадки и благовония. Узнать «благостные» деревья можно именно по таким атрибутам.

Деревья Индии святые

Однако внутрь ствола баньяна или другого священного дерева Индии могут «прописываться» и демонические сущности, и призраки, и бхуты. Тогда растение становится не пособником в людских делах, а совсем напротив. Получается, что далеко не каждый баньян будет святым местом, некоторые из них считаются проклятыми, населенными злобными духами. Стоит с осторожностью выбирать в Индии деревья для отдыха, дневного или ночного сна. Лучше расспросить местных жителей, что за дерево перед вами и только потом, располагаться под его кроной.

В южной части Индии с призраками также часто связывают тамариндовые деревья. Их считают домом для духов, призраков, неупокоенных душ. Если во время путешествия вы видите тамаринд с большим количеством обрезанных/срубленных веток, знайте, что это именно такое дерево. Дело в том, что многие из тех, кто решает покончить с собой, часто выбирают прочные ветки тамаринда для этой цели. Если такое происходит, родственники обрубают злосчастную ветку и забивают в то место, откуда она росла, гвоздь. Таким образом, они пытаются остановить дух умершего человека, чтобы он смог нанести вред своим односельчанам или семье. Особенно несчастливые тамаринды могут иметь до сотни, а то и тысячи гвоздей. Примечательно, что такой гвоздь должен выпасть исключительно сам. Это будет означать, что душа умершего отныне освободилась. Естественно, что деревья-пристанища претов (душ умерших) индуисты стараются обходить десятой дорогой. Под ними не отдыхают, не едят, даже стараются не ходить и не проезжать. Чаще всего, такие деревья стоят на окраине деревень, у мест кремации, кладбищ и т.п.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.