26 апреля, 2024
Кремация в Индии

Смерть, похороны и ритуалы для умерших в Индии

Индуизм — целостная религия, которая считает смерть естественным процессом, являющимся частью жизни. Каждый хинду верит в реинкарнацию и карму. Он знает, что сумма его благих поступков предопределяет его будущее не только в этом воплощении, но и в последующих. Согласно индуистской книге мертвых («Гаруда Пурана»), каждая душа, расставшаяся с телом, следует в царство Ямы, но по-разному:

  • Умерший грешник пересекает реку Вайтарани, отделяющую мир живых от мира мертвых, проходит через 16 мистических городов,  после чего отбывает некоторое время в царстве бога смерти Ямы, где испытывает всевозможные страдания (назначаемые в зависимости от того, как он прожил текущую жизнь). Это ад. Только после отбытия наказания в полном размере, следует перерождение.
  • Праведники либо освобождаются от сансары вовсе, либо же идут в Город Царя Справедливости, но не путем грешников, а другими легкими и приятными путями (всего их 3). В царстве Ямы их распределяют в Небесную обитель (Рай) за выдающиеся успехи, после наслаждения которой некоторое время они получают новое рождение.

И грешникам, и праведникам требуется помощь, чтобы пережить факт своей смерти и сопутствующие моменты достойно. Для этого в индуизме существует целая система вспомогательных обрядов: как предсмертных, так и посмертных.  Это вполне естественно и логично для хинду. Дело в том, что жизнь каждого индуиста состоит из важных этапов, все из которых отмечаются соответствующими самскарами (инициациями, обрядами). Первая связана с зачатием, а последняя — шестнадцатая — санскара называется Антьешти (Antyeshti). Она подразумевает комплекс посмертных ритуалов, помогающие душе перейти в иное измерение с минимальными препятствиями и потрясениями для нее. Также эти обряды помогают семье умершего сообща справиться с горем утраты.

Можно ли подготовиться к смерти?

Самое важное, что нужно сделать каждому индуисту еще до прихода мыслей о скорой смерти, это позаботиться о наследнике. Сын (на хинди — Путра) спасает родителей от ада под названием Пут и он же проводит все посмертные ритуалы для них.

Индуисты очень часто знают о том, в каком возрасте и/или при каком положении планет каждый из них покинет это измерение. Эта информация содержится в разных источниках. Ее может дать астролог, составляя натальную карту человека. Ее предоставляют чтецы пальмовых листьев, зачитывая человеку его будущее. Так или иначе, многие в Индии знают точно или, как минимум, предполагают год и время своей смерти. Это знание позволяет им начать заранее готовиться к отходу в мир иной.

Людям в преддверии смертельного одра, «Гаруда Пураной» предписывается:

  • держать пост на Экадаши;
  • совершить искупление грехов: как сознательных, так и бессознательных;
  • принимать омовение в священных водоемах;
  • выполнять церемонию поклонения Вишну в форме Шалаграма с подношением цветов, дузов, шафрана, туласи, благовоний, светильников, сладостей;
  • читать мантры Вишну (восьми- и двенадцатислоговые), повторять тысячу имен Вишну и Шивы, слушать Бхагават-Гиту;
  • предлагать дары брахманам и кормить их прасадом.

Обычно верующие индуисты имеют биджа-мантры, которые они многократно повторяют каждый день своей жизни. Когда же приходит их последний час, они стараются также повторять эти священные формулы, чтобы попасть в обитель к Богу, освободиться из колеса перерождений. Яркий тому пример — отец нации Махатма Ганди, который принял пулю от своего убийцы Натхурама Годзе и произнес только «хей Рам». Имя Бога Рамы было последним, что слетело с его уст перед смертью. Этот факт еще раз подтвердил, что он был просветленным человеком.

В последние дни жизни крайне важно делать дары, которые помогут искупить грехи. Спасти грешника от мук, связанных с переходом реки Вайтарани, помогает преподнесение в дар браминам коровы с одновременным произношением «Нандананданам». Подношение белого, черного и коричневого кунжута спсает от грехов, связанных с действиями, мыслями или словами. Подношение восьми даров (кунжута, соли, земли, железа, золота, хлопковой ткани, 7 хлебных злаков, коровы) помогает устранить самые большие грехи.

Обряд кремации в Варанаси

Накануне смерти люди могут перебираться в священные места чтобы оставление тела прошло в максимальной концентрации на божественном. Например, для каждого индуиста считается почетным умереть в Варанаси. Хинду уверены, что каждый, кто оставляет тело в городе Шивы, выходит из круга перерождений. Многие, чувствуя приближение кончины, едут в Варанаси, чтобы провести там свои последние дни.  Целый ряд больниц и хосписов предоставляет места старым и больным людям, где те могут дожидаться смерти. Кроме того, иногда родные умершего в другом месте человека (при наличии соответствующих средств) также стремятся кремировать его тело в Варанаси или, как минимум, развеять прах в этом городе, над Гангой. По поверьям, эти ритуалы также способны даровать полное освобождение душе.

Подготовку к смерти часто помогают осуществить дети или родственники. Семья также способна помочь легко оставить тело. Так, у постели умирающего человека родным не рекомендуется плакать и предаваться скорби. Лучшее, что они могут сделать — это повторять имена Бога, читать мантры, медитировать на аватары Вишну, слушать Бхагавату Пурану.

Подготовка к кремации

Тела умерших индуистов принято кремировать в Индии, обеспечивая таким образом душам возможность быстрой реинкарнации. В связи с тем, что в Индии очень жарко, кремацию проводят очень быстро: либо в тот же день, либо на следующий день после смерти. Все это время тело умершего находится в доме его семьи. С ним приходят попрощаться.  Родственники и друзья параллельно подготавливают почившего в Бозе человека к последним самскарам. Его укладывают на предварительно обработанную (очищенную) коровьим навозом площадку и выполняют такие действия:

  • вливают в рот воду из Ганги и воду, освященную омовением Шалаграма (также предлагается умирающему);
  • кладут золото на губы умершего;
  • производят омовение тела;
  • умащивают труп панч амритой — пятью веществами: топленым маслом, медом, йогуртом, молоком, сахарным сиропом;
  • наносят на голову сандаловую пасту — мужчинам  и куркуму — женщинам;
  • укладывают руки мертвого в «намасте», а большие пальцы ног связывают вместе;
  • традиционно тело заворачивают в белый саван (разрешается использовать и другие цвета, кроме белого: желтый или золотой для смерти старейшин, красный с вкраплениями желтого — для жен, умирающих раньше мужей) либо же одевают в красивую праздничную одежду (на современный манер);
  • украшают умершего гирляндой из бархатцев.

Смерть в Индии

Для мертвого готовят специальную еду — пинду. Это рисовые шарики с черным кунжутом. Также все время, пока тело находится в доме, у него в изголовье горит лампада, а родные, находящиеся рядом, сбрызгивают тело водой.

Как проходит кремация в Индии?

Похороны в Индии называются мукхагни и представляют собой процесс кремации тела и развеивания его праха в специально отведенном месте, называемом смашан (шмашан). По сути, это индийский аналог кладбища — места прощания с телом и упокоения души. В прежние времена кремировать тела рекомендовалось на берегах Ганги, Ямуны, Нармады или других священных рек. Сегодня, в связи с огромной численностью населения Индии, обряды проводятся не только в этих местах, но и на берегах других водоемах и на специальных кремационных площадках в городах и деревнях.

Церемонии, связанные с проводами души из этого мира, должны выполнять дети мужского пола. В идеале это поручается старшему сыну, при его отсутствии — среднему или младшему сыну. За неимением сыновей обряды могут провести племянники, братья, дяди. В крайнем случае можно доверить выполнение обрядов за умершего человека его другу или брамину.

Как правило, на традиционную индуистскую кремацию допускаются только мужчины. Считается, что это зрелище не предназначено для женских глаз. Кроме того, ограничение доступа женщин на смашан связано и с обрядом сати — восхождением жен на погребальный костер мужей, который практиковался в давние времена. Современные похороны (например, в больших городах) могут проходить и в присутствии женщин.

Члены семьи умершего человека и его близкие друзья часто надевают на похороны в Индии белые одежды. Это своеобразный признак скорби и одновременно символ чистоты. В современной Индии это требование соблюдается не всегда.

Труп человека, который умер, несут к месту кремации пешком пятеро мужчин — его близких родственников или друзей. Его вносят на смашан только вперед ногами. Во время процессии выкрикивают мантры: «Рам Нам Сатья Хей». Именно этот выкрик чаще всего можно услышать на улицах Варанаси.

Рам Нам Сатья Хей

Для проведения мукхагни приглашается брамин, который будет читать нужные молитвы и выполнять положенные по обряду действия. Чаще всего на смашанах и в крематориях есть священники, которые помогут выполнить все необходимое. Также большая роль в этом процессе отведена старшему сыну умершего или заменяющему его — другому родственнику-мужчине. Обычно он полностью бреется сразу перед церемонией сжигания тела.

Тело укладывают на дровяную поленницу и также накрывают связкой дров сверху. Чтобы кремировать одного человека потребуется порядка 360 килограмм дров. В Варанаси для решения этой задачи принято использовать дорогое сандаловое дерево. В качестве альтернативы традиционному костру в современной Индии повсеместно используются крематории. Это намного дешевле.

Ритуал кремации происходит с использованием специального глиняного горшка, в который наливают воду (в идеале — из священной реки), после чего сын умершего ставит его себе на плечо, обходит по часовой стрелке вокруг тела умершего человека пять раз, затем разбивает этот сосуд. Только после этого позволяется зажечь кремационный костер. В других местах глиняный горшок с водой бросают в почти догоревший огонь в последнюю очередь, делая тем самым последнее подношение умершему.

В ходе мукхагни поются ведийские гимны, декламируется «Гаруда Пурана Сародхара». Во время кремации и после, в ходе поминовения усопшего, принято повторять такие мантры: «Ом Намо Нараяная», «Гаятри Мантру».

Обычно кремация на открытом огне занимает по времени около 3-3,5 часов. Все это время семья присутствует рядом с погребальным костром, выполняя предписанные ритуалы и читая молитвы. Под занавес церемонии, когда тело прогорело, нужно выполнить Капал-Крию — пробить череп умершего (если он не взорвался сам) бамбуковой палкой, высвобождая тем самым душу из оболчки тела.

Похороны кремация Индия

В Варанаси любят рассказывать, что кремации подлежат не все категории людей. 5 типов умерших не сжигают на кострах, а просто погружают в воду. К ним относятся:

  • умершие от укуса змеи (считается, что такие люди могут быть оживлены сиддхами);
  • маленькие дети;
  • беременные женщины;
  • духовные люди: садху и санньясины;
  • больные проказой.

Очень часто особо святых людей в Индии (вроде Сатья Саи Бабы) хоронят в землю, чтобы даже после смерти они могли продолжать источать благость и помогать всем, кто приходит к ним на могилу просить о чуде.

Что нужно сделать после кремации?

Смерть в Индии считается событием, которое сильно загрязняет пространство. Примерно так же сильно, как и лунное или солнечное затмение. После фиксации факта смерти в Индии приступают не только к проведению традиционных обрядов и религиозных ритуалов, но и к тотальному очищению пространства. Родным требуется перестирать все вещи, постельное белье, одежду, выполнить генеральную уборку дома, в идеале — с очищающими протранство ингредиентами, вроде коровьего навоза и коровьей мочи.

После кремации нужно собрать пепел с костра. Если смашан используется нечасто, это можно сделать на третий день после того, как костер прогорел. Если же похороны проходят в месте вроде Варанаси, то прах умершего собирают сразу после сожжения. Развеивать его принято на следующий день после обряда мукхагни или позже, если ситуация не позволяет сделать это сразу. Пепел с погребального костра рассыпают над священной рекой или над любым другим местом, которое было важным для умершего человека.

Смашан в Индии

После кремации прощание с мертвым не считается завершенным. Родным предстоит провести множество ритуалов, положенных в индуизме, а также соблюдать траур.

Посмертные ритуалы в Индии

Согласно индуизму, душа находится при своей семье 13 дней после смерти тела. В это время особенно важно делать специальные пуджи и подношения, которая призваны помочь человеку безболезненно оставить этот мир. В некоторых регионах Индии длительность проведения пудж рассчитывается астрологами с учетом личной астрологической карты умершего, даты его смерти.

Традиционно душам, которые оставили тело, предлагаются после смерти рисово-кунжутные шарики, называющиеся «пинду». Считается, что это единственный вид пищи, который способен удовлетворить голод, по инерции возникающий у них после смерти. На протяжении 13 дней после смерти душа получает по одному шарику. После чего — на 13 день проводится ритуал прета-карма, ритуалы которого считаются наиболее значимыми для благополучной реинкарнации умершего.

Все сыновья бреют голову после смерти одного из родителей. Сбривается вся растительность на лице (не только волосы, но и борода), остается закрытой только маленький пятачек на макушке. Он связывается с сахасрара чакрой и считается, что его ни при каких обстоятельствах его нельзя оголять. Бритье головы считается символическим возвратом долгов человеку, отдавшего Богу душу.

Быт семьи, в которой ушел кто-то из родных, полностью меняется на ближайший месяц:

  • приготовление пищи в доме умершего в первый день после смерти запрещено, как правило — еду приносят извне соседи или родственники;
  • все родственники должны сидеть и спать 2 недели только на полу;
  • первое время после смерти семье разрешается есть только саттвичную еду;
  • в ближайшие несколько месяцев нельзя посещать и проводить дома праздники, свадьбы, вечеринки;
  • в зависимости от семьи и обстоятельств, траур может длится от 10 до 30 дней.

Считается, что первое время после смерти душа умершего в тонком теле пребывает вместе с его родными. В доме выставляют или вывешивают портрет погибшего человека, украшая его гирляндой живых или сухих цветов. Для всех прихдящих в дом наличие такого портрета является знаком, что здесь недавно были похороны.

Первое время после смерти человека, его семья всякий раз употребляя пищу, накладывает и мертвому в отдельную посуду, производя ритуал «предложения еды», вроде того, что используют во время пуджи, предлагая фрукты Богам. Вот только после такого обряда еду нельзя есть другим людям, ее оставляют на улице, отдают птицам, собакам или коровам.

Что нужно обязательно сделать для умершего в Индии?

Поминовение усопших в Индии проводится каждую Амавасью — новолуное, а также в специальный месяц почитания предков — Питру-Пакша (выпадает на осень). В этот период благоприятно делать пуджи, ягьи и обряды Шраддха, Пинду-Даан на берегу священных рек, помогающие душам предков найти успокоение или лучшее перерождение.

Также в Индии обязательно устраивается большое мероприятие в годовщину смерти человека (спустя 1 год, в дату смерти или в тот же день по лунному календарю). В зале выставляется большой портрет умершего, приглашаются все его друзья и родственники. Проводится подобие поминок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.