В индуизме очень любят классифицировать места паломничества и выделять наиболее важные из них. Ранее я писала про семь священных рек Индии «Сапта Синдху» и упоминала семь священных городов «Сапта Пури». Однако кроме этого, существует еще список наиболее священных озер Индии, именуемый «Панч Саровар». Он упоминается в Шримад Бхагавата Пуране. В этот перечень входят водоемы в разных уголках Индии (преимущественно, в северной ее части), имеющие сакральное происхождение, связанные с Богами, способные даровать человечеству свою милость. Паломники мечтают совершить омовение в этих местах, веря, что это освободит их от бесконечного цикла рождений и смертей.
Манасаровар
Высокогорное озеро Манасаровар (Mansarovar) расположено на территории Западного Тибета, в округе Нгари, у подножия горы Кайлас. Его официальное китайское название — Mapang Yongcuo. Оно часто упоминается в контексте историй, связанных с Шивой и Парвати, живущими на Кайласе. Свое название озеро получило от слов «манас» (ум) и «саровар» (озеро), поскольку считается, что оно было первым объектом, сотворенным Господом Брахмой в его уме. Озеро служит объектом для практики кругового обхода — коры.
В Манасе, на берегу озера, имеется шактипитха, где упала правая ладонь Сати Деви. Паломники часто посещают и горячие источники, расположенные по периметру водоема. Также в окрестностях озера много буддийских монастырей, поскольку у буддистов Мансаровар известен как Анаватапта — место, на берегу которого был зачат Будда Шакьямуни.
Нараян Саровар
Озеро Нараян Саровар (Narayan Sarovar), также именуемое Нараянсар, расположено в деревне Нараян Саровар в Лахпат Таулке округа Катч штата Гуджарат, в непосредственной близости от реки Кори. Как следует из названия, этот водоем связан с Вишну-Нараяной. Рассказывают, что однажды давно в этих местах была огромная засуха, от которой страдало все живое. Святые садху и риши взмолились богам о помощи. К ним снизошел Вишну-Нараяна, который коснулся земли пальцем своей ноги, вследствие чего в этом месте появилось красивое полноводное озеро, утолившее жажду людей, растений и животных. С тех пор саровар и прилегающая к нему земля носят статус священных.
Также индуисты верят, что ныне исчезнувшая река Сарасвати впадала в море рядом с Нараян Сароваром, благодаря чему озеро было напонено ее святой водой. Окрестности озера изобилуют индуистскими храмами, часть из которых была построена Вагели Махакунвар — женой Рао Дешалджи, которая хотела создать место, столь же священное и красивое, как Дварка.
Как и на берегу других священных озер, здесь проводятся ярмарки: одна — в месяце Чайтра (апрель-май), другая — в месяце Картика (октябрь-ноябрь). Во время этого мероприятия паломники приезжают на берег озера для проведения ритуалов в честь умерших предков.
Бинду Саровар
Озеро Бинду Саровар (Bindu Sarovar) в Сиддхпуре (округ Патан, штат Гуджарат) — еще одна уникальная тиртха, связанная с Вишну. Название водоема переводится как «озеро слез», так как считается, что оно было наполнено слезами Господа Махавишну.
По аналогии с Гайей, где проводят шрадху для умерших отцов, на берегу Бинду Сагара можно выполнить Матру Шрадх (обряд для умерших матерей), благодаря чему место получило название «Mathru Gaya».
С озером связана легенда о мудреце Кардхаме, который молился здесь Вишну на протяжении 10000 лет, после чего Господь явился ему. А Капила Риши на берегу Бинду Саровара передал знание о мокши своей матери Девхути, а затем совершил для нее Матру Шрадх. Считается, что и Парашурама тоже выполнял «Матру Шрадх» для своей матери Ренукадеви. В ознаменование этого возле водоема даже остался его храм.
Бинду Саровар ежегодно становится местом для проведения ярмарки в месяц Картика. Паломники съезжаются сюда чтобы провести ритуалы для своих умерших матерей.
Пампа Саровар
Водоем Пампа Саровар (Pampa Sarovar) переводится как «озеро лотосов» и находится на склонах холмов в окрестностях деревни Анегунди, рядом с Хампи, район Коппал, штат Карнатака. Он тесно связан сразу с несколькими индуистскими божествами.
- Во-первых, с местной формой Парвати — Богиней Пампой, которая на его берегах занималась духовными практиками, чтобы получить Шиву в мужья.
- Во-вторых, с богом Рамой, который, согласно легенде, принимал здесь омовение. В пещере возле озера жила монахиня Шабри, которая очень ждала прихода Рамачандры. Когда же аватар Вишну вместе с друзьями пришел в это место, Шабри была счастлива служить ему. Она предложила Богу сладкие ягоды ююбы, каждую из которых она проверила на сладость сама, чтобы угодить Господу. Камни озера запечатлили стопы Рамы, Шабри и Ханумана.
Еще одним фактом, делающим Пампа Саровар — важным местом паломничества (в частности, для вайшнавов), служит история о том, что на его берегу в XVI веке Шримад Валлабхачарья исполнил Шримад Бхагавадам.
Спрятанное в скалах, озеро Пампа Саровар — это не слишком посещаемое туристами место, где можно почувствовать, что Рамаяна это живая история, а не красивая легенда. В озере растут лотосы и когда они расцветают это место выглядит просто невероятно красиво.
Пушкар Саровар
Озеро Пушкар Саровар (Pushkar Sarovar) в городе Брахмы — Пушкаре (штат Раджастан) — считается главным в пятерке священных индийских озер. Его именуют «тиртхарадж». Воды этого озера, окруженного горами Аравалли, считаются способными вырвать человека из колеса сансары.
Падма Пурана гласит, что озеро возникло в этом месте по воле Бога-создателя Вселенной — Брахмы. Чтобы сразить демона, Брахма уронил на землю цветок лотоса. На месте его падения возникло священное озеро и была проведена огромная ягья с участием всех богов. Священнодействие длилось пять дней, с Картик Экадаши до Картик Пурнимы. В окрестностях озера был возведен храм Джагадпита Брахма Мандир, считающийся единственным официальным местом поклонения Господу Брахме в Индии.
Ежегодно, в месяц Картика (выпадает на октябрь-ноябрь) к озеру стекаются тысячи паломников, чтобы принять участие в обрядах, посетить ярмарку и обязательно принять омовение в водах Тиртха Раджа. Священные индуистские писания часто упоминают Пушкар Саровар как место силы, рассказывая, что здесь практиковали и купались разные святые и герои, например, Вишвамитра, Менка. На берегах озера построено 52 гхата — ступеней к воде. Наиболее важные гхаты связаны с именами Брахмы (здесь он совершал духовную практику) и Варахи (Вишну явился туда в виде вепря).