29 марта, 2024
Шакти Деви

Вайшно-Деви — мистический храм Богини-матери

Одной из самых выдающихся храмовых достопримечательностей Севера Индии является Мата Вайшно Деви Темпл. Он расположен в штате Джамму и Кашмир, на горе (холме) Трикута.

Храм занимает уникальное место в религиозной традиции хинду:

  • во-первых, это шакти-питха — одно из мест с сильной энергией Шакти;
  • во-вторых, главное божество здесь — Вайшно-Деви, представленная в виде триединства Кали, Лакшми, Сарасвати;
  • в-третьих, эта святыня имеет естественное происхождение: алтарная комната представляет собой пещеру, а божества представлены в форме пинди — особых скальных образований;
  • в-четвертых, это храм с грандиозной посещаемостью (более популярен в Индии только храм Тирупати Баладжи), который стремится посетить каждый индуист.

Три пинди — сокровище Вайшно-Деви Темпла

Индуисты приезжают на холм Трикута в Индии ради того, чтобы поклониться энергии шакти. Они готовы потратить несколько часов пути на подъем к храму и на очередь в пещеру Богини Вайшно. Ведь в качестве вознаграждения их ждет даршан Деви.

В углублении прохладной пещеры, на самом почетном месте, устланном красными с золотом тканями, покоятся три камня. В религиозной традиции индуизма они именуются пинди. Они возникли здесь самопроизвольно, без участия человека. Таким образом, природа-мать дала людям свое благословение и выразила готовность выслушивать их молитвы и просьбы.

пинди

Пинди украшают ожерельями и коронами, преподносят им гирлянды цветов, совсем как идолам в других индийских храмах. Поэтому неподготовленному путешественнику может показаться, что это не камни в алтаре, а просто маленькие божества.

Каждый камень-пинди в храме Vaishno Devi имеет свое значение.

  • Крайний камень слева символизирует Маха Саравати (саттва-гуну, творческую энергию, знания и мудрость). Его цвет — белый.
  • Крайний камень справа ассоциируется с Богиней Кали (тамас-гуна), дающей силу и защиту своим преданным. Его именуют Маха Кали, соответственно, он имеет черный цвет.
  • Средний камень-пинди представляет собой Маха Лакшми (раджас-гуна). Его можно опознать по золотистому цвету. Камень ассоциируется с богатством, процветанием, успехом.

Легенды храма Вайшно Деви

В Джамму рассказывают, что Богиня Вайшнодеви была явлена в результате объединения энергий Тридеви (Лакшми, Парвати, Сарасвати). Это произошло в Трета-Югу, когда люди были измучены тиранией асуров и просили у богов защиты. Вайшно-Деви родилась в человеческом обличьи и стала помогать местным жителям. Этим она разгневала Бхайрава Натха (также упоминается как Бхайрон, Бхайро Баба), практиковавшего тантру в той местности. Он поклялся найти ее, но Вайшнодеви пряталась от него на холмах Трикута, пока он не увидел, как она добывает воду из камня и уходит в пещеру. Бхайрав последовал за ней. Богиня приняла свою истинную форму и отрубила ему голову. Поскольку Бхайрон обладал сверхспособностями (полученными благодаря тантре), то даже без головы он стал молить Деви о прощении. Она не только простила Бхайравнатха, но и дала ему благословение, что люди, после поклонения ей в ее пещере, будут приходить к нему в храм. Считается, что храма Бхайро (Bhairo Baba Temple) построен на том самом месте, где была отсечена его голова. Вняв мольбам местных жителей, Богиня осталась в своей пещере в виде пинди — трех божественных энергий, а также поклялась защищать это место и давать благословение людям, которые будут приходить сюда.

Вайшно Деви Темпл
Другая история рассказывает, что более семи веков назад жил человек по имени Шридхар, он был большим поклонником Богини-Матери. Однажды Деви явилась ему во сне и повелела провести бхандхару — угощение преданных в ее честь. Однако у Шридхара не было денег на проведение такого мероприятия, он потратил последние сбережения на продукты для пира. Он очень переживал о том, как ему удастся накормить всех гостей, не имея достаточно еды. Но положился на божье провидение. И действительно: когда поутру в его дом начали сьезжаться гости, там же появилась и маленькая девочка — манифестация Вайшно Деви. Она помогла организовать огромный пир в ее честь. Все гости остались довольны, кроме Бхайрона Натха, который нуждался в животной пище. Богиня не смогла дать ему такой еды от имени Шридхара. Разгневанный тантрик попытался схватить девочку, но она исчезла у всех на виду. Шридхар очень расстроился тем, что Деви покинула пиршество. Он был безутешен. Богиня сжалилась над ним, пришла к нему во сне и показала пещеру на горе Трикут. Преданный нашел там святилище Вайшно Деви и начал проводить там поклонение. Благодаря его усилиям, пещера стала известна на всю Индию. Поток паломников, ищущих даршана Вайшнодеви, не стихает круглый год, а во время праздника Наваратри даже усиливается.

Еще одна легенда повествует о том, что попасть во владения Вайшно Деви невозможно без булава — призыва Богини. Замечено, что некоторые люди не могут получить даршан, сколько бы усилий они к этому ни прилагали. Только зов Вайшно Деви позволяет войти в ее пещеру.

Считается, что братья Пандавы также посещали священную пещеру храма Вайшно Деви, чтобы отдать все полагающиеся почести Богине-Защитнице. Более того, согласно Махабхарате, перед битвой на Курукшетре, Кришна дал наставление Арджуне молиться Дурге как «той, что обитает на склоне горы в Джамбу». Это необходимо для получения ее благословения на победу в сражении. Отчасти благодаря искреннему поклонению Арджуны, Пандавы смогли выиграть битву. Есть версия, что речь шла именно о горе Трикут.

Как попасть в Vaishno Devi Mandir?

Планируя путешествие в храм Шри Вайшно Деви, позаботьтесь о том, чтобы у вас был достаточный запас времени, потому что путь предстоит непростой и долгий. Также нужно обязательно получить регистрационный талон, позволяющий вход в храм.

Вайшно Деви Ятра (путешествие к храму) представляет собой такие этапы:

1. Для начала нужно добраться до города Катра. Это можно сделать на поезде или автобусе. Рядом с Катрой располагается базовый лагерь восхождения на Трикуту. Здесь же надо плучить RFID-карту, позволяющую отправиться в ятру. Стойки YRC (регистрация на ятру) располагаются на ЖД-вокзале Катры, на автовокзале Катры, в аэропорту Джамму, в Вайшнави Дхаме Джамму, на вертолетной площадке Серли. Получение регистрационной квитанции обязывает паломника пересечь первый КПП ятры, расположенный в Банганге, не позднее, чем через 6 часов после выдачи ему данного документа.

Учтите! Обязательным условием посещения храма является заблаговременное прохождение регистрации (раздел Online Yatra Registration) на официальном вебсайте Shri Mata Vaishno Devi Shrine.

2. Далее нужно преодолеть 12-километровый путь на гору. Есть несколько маршрутов:

  • по хорошей пологой тропе (долго, но не слишком выматывает физически);
  • по крутой лестнице (быстро, но тяжело с непривычки);
  • на вертолете из Катры до Санджхи Чхата, а потом пешком 2,5 км (быстро, но дорого).

Если в пути возникнут трудности, можно нанять носильщика или взять пони в аренду.

3. По прибытию в храм нужно отстоять очередь на вход и предъявить талон на посещение темпла.
Оптимально ехать в Вайшно Мата Темпл в период с марта по июнь. В это время относительно тепло и комфортно проделывать путь на гору. С середины сентября до ноября (осенний Наваратри, Дивали) атмосфера будет более торжественная, но и количество посетителей будет огромным.

Не стоит планировать поездку в этот храм на июль, август, начало сентября. Из-за дождей дороги могут быть размыты, а путь затруднен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.