Штат Андхра-Прадеш, вытянувшийся вдоль Бенгальского залива, между Одишей и Тамилнаду, располагает большим количеством древних храмов, среди которых особенно выделяются «панчарамы» — старинные Шива-темплы, объединенные одной легендой. Местные часто называют эти святыни термином «Панчарама Кшетра«. Как можно догадаться из названия, всего этих храмов пять (слово «панч» на санскрите обозначает «пять»).
Как возникли храмы Шивы «панчарамы»?
Согласно индуистской мифологии, издавна сущестствовал в мире большой сваямбху (самопроизведенный, нерукотворный) шивалингам. Он был собственностью раджи ракшасов — демона Таракасура, который носил лингам на шее Святыня придавала Таракасуре сил, делала его бессмертным и непобедимым. Даже сам сын Шивы — Картикейя — не смог победить асура Тарака в битве, используя свои сверхспособности. Даже будучи разрубленным на куски, асур с помощью энергии Шивы находил возможность воссоединить части своего тела и ожить.
Расстроенный своим поражением на поле боя, Картикейя обратился к Нараяне за помощью. Тогда Вишну открыл ему секрет Таракасура: никто не сможет его победить, пока не будет разбит сваямбху-лингам, дающий ему силы. Но поскольку шивалингам тоже имеет способность соединяться и восстанавливаться, будучи разломанным, его части следует закрепить там, где они упадут, путем строительства храмов.
Сын Шивы внял словам Вишну-Нараяны и применил мощное оружие — агниястру, использовавшее энергию огня. Лингам Таракасура сломался на 5 частей и чуть было не восстановился опять. Но Боги объединились и сумели зафиксировать элементы святыни там, где они упали. Бог Солнца — Сурья — закрепил части лингама, а Индра, Вишну, Картикейя и Чандра помогли ему в строительстве храмов над ними.
Так возникла Панчарама Кшетра, которую до сих пор стараются посещать шиваиты Андхра-Прадеш. В качестве подтверждения данной легенды, брамины храмов «панчарамы» демонстрируют отметины на каждом из лингамов, свидетельствующие о том, что раньше они были единым целым, а затем были разрушены с помощью одного и того же оружия.
Какие храмы относятся к «Панчарама Кшетре»?
В списке темплов-панчарамов числятся такие святыни:
- Храм Амарарамы (Амаралингешвары Свами), расположенный в Амаравати, обозначен в картах как Sri Amareswara Swamy Vari Devasthanam. По легенде он был построен Индрой, а затем расширен и отреставрирован королем Чинтапалли и Дхараникоты по имени Васиредди Венкатадри Найду.
Amararama Temple располагается на южном берегу священной реки Кришна (совсем как храм Малликарджуны — один из 12 джьотирлингамов Индии). Паломники сначала идут на берег реки, чтобы принять омовение и только после этого направляются в храм.
Лингам Амарарама необычный, так как считается самым высоким из этой группы лингамов. Его высота составляет 4,6 метра, для чего был построен дополнительный этаж в храме. Многие пуджи проводятся со второго этажа, как и в других храмах-панчарамах. Это выделяет их на фоне других хинду-темплов этого региона. - Храм Кумарарама (Кумара Бхимешвары Свами), имеет официальное наименование Chalukya Kumararama Bhimeswara Temple. Он заложен Картикейей (второе имя — Кумарасвами) в Самалькоте. Официально его строителем считается король Бхима из династии Чалукья. Дата открытия храма — 922 год. Постройка очень древняя, из темного камня, выполнена в характерном дравидийском стиле. Лингам внутри известняковый и белоснежный, он имеет высоту 4,3 метра и занимает пространство в два этажа. Чтобы получить даршан, нужно подняться на второй этаж, что само по себе необычно.
Храм Кумары Бхимешвары находится в 10 минутах пешком от ЖД-станции Samalkot Junction, между озером Конеру и индуистским кладбищем. Помимо свытыни, в храме много интересного: мандапам 100 колонн, святилище Богини Шри Бала Трипура Сундари, изваяние Экашилананди (быка Нанди, вырезанного из монолитного камня). - Храм Кшерарамы (Кширарамы Свами), находящийся в Палаколлу, согласно мифам, был заложен самим Господом Вишну. В нем поклоняются Шиве в образе Кшера Рамалингешвары Свами. Храм Ksheera Ramalingeswara Swamy Temple
датируется IX веком и построен во время правения Чалукья Бхимы.
Среди особенностей этого Шива-темпла: здесь находится одна из самых высоких надвратных башен (9 этажей) в Андхра-Прадеше, мандапа с 72 черными колоннами, большое количество мурти других богов на территории комплекса. Если подняться наверх башни, можно увидеть этот храм во всей красе. Местные утверждают, что всего один день, проведенный в этом Кширараме, приравнивается к году жизни в Варанаси — самом священном индуистском городе. - Храм Дракшарамы (Бхимешвара Свами), базирующийся ныне в Дракшарамаме, построен Сурьядевом. Считается, что это место имеет особую историю, так его первоначальное наименование — «обитель Дакши» (Дакшатапована или Дакшаватика), именно здесь Праджапати Дакша совершил Нирешвара ягью. Время постройки храма Bhimeswara Swamy Temple — между IX и X веками нашей эры (считается, что он был предшественником храма Бхимешвара Свами в Самалкоте). Мандир создан на границе архитектурных стилей Чалукья и Чола. Он расположен на берегу священного водоема, где можно совершить омовение.
Draksharama Manikyambadevi Sametha Bheemeswara Swami Temple имеет в гарбхагрихе 4-метровый лингам, который протянулся на 2 этажа: на 1 этаже можно увидеть его основание, на втором — верхнюю часть. За символическую плату можно подойти к лингаму поближе, чем основная масса паломников.
Здесь есть много интересного, помимо частицы лингама Таракасура. Например, место «сапта годавари», куда привезли воды семи священных рек; одна из шакти-питх Андхра-Прадеша в храме Маникьяамбадеви, храмик семи мудрецов «саптариши; храм Каши Вишвешвара, связанный с мудрецами Вьясой и Агастьей (тем самым, который написал пальмовые листья судьбы). - Храм Сомарамы (Сомешвара Свами) или Чандрапратиштха, построенный в Гунупуди (Бхимавараме) Богом Луны — Чандрадевом — тоже очень древний. Его строительство также связывают с именем короля Чалукья Бхимы, датировка — около IX века нашей эры.
У шивалинги Сомешвара есть уникальная особенность, связанная с Луной. Это изваяние хоть и является самым маленьким из панчарамов, оно может менять свой оттенок в зависимости от фазы Луны. Замечено, что на новолуние (амавасью) лингам становится темного цвета, в то время как в полнолуние (пурниму) он светлый. Цвет меняется каждые 15 дней. Храм Шивы-Сомешвары двухэтажный: небольшой лингам Сомешвар расположен на нижнем уровне, в то время как прямо над ним (на верхнем уровне) находится храм Богини Аннапурны. Это единственное место в Индии с подобной планировкой. При мандире Somarama Temple также можно увидеть красивые высокие гопуры, пять статуй Нанди (за что храм также называют Панча Нандишваралая), пруд Чандракундам с лотосами, залы для свадебных церемоний. Сомешваракшетра расположена в нескольких минутах ходьбы от железнодорожной станции Bhimavaram Junction.
Как посетить храмы Шивы в Андхра-Прадеше
Основная масса храмов сосредоточена поблизости друг от друга: в районах Западный Годавари, Какинада, Конасема. И только один храм — посвященный Амараме — находится на расстоянии 5 часов пути от остальных: в округе Палнаду, на реке Кришна.
Также сообщается, что местная автотранспортная компания (APSRTC) предлагает паломнический маршрут для индийцев, которые хотят посетить сразу все 5 святынь-панчарам за короткое время. Маршрут «Pancharama kshetras special bus» стартует из Какинады в 20:00 каждое воскресенье, путешествие занимает ровно сутки.
Во всех храмах Шивы в Андхра-Прадеше особенно важным периодом считается время с ноября по декабрь (месяца Картика и Маргашира), когда ежедневно проводятся абхишеки шивалингама. Кроме того, большие празднества в этих святых местах проводятся на праздник Махашиваратри (февраль-март).