Наиболее крупным религиозным собранием людей на планете, а также одним из самых посещаемых мероприятий Индии является «фестиваль кувшинов» Кумбха Мела (Кумбх Мела). Это цикличный праздник, который отмечается единожды в несколько лет.К тому же каждый раз он меняет место дислокации, кочуя между Нашиком в Махараштре, Аллахабадом (ныне Праяградж) в Уттар-Прадеше, Харидваром в Уттаракханде и Удджайном в Мадхья-Прадеше. Во время Кумбх-Мелы происходит массовое омовение людей в священной реке, в роли которой, в зависимости от места празднования, выступает Ганга, Шипра, Годавари или сангам (слияние) Ганги, Ямуны и Сарасвати. Параллельно происхожит съезд всех духовных лидеров индуизма, монахов и садху, которые могут выступать с лекциями, сатсангами, проводить другие тематические мероприятия. Невероятное единение, жажда просветления и стремление к мокше царит среди посетителей Кумбха-Мелы. Всякий раз праздник собирает десятки миллионов посетителей.
Побывать на таком фестивале — все равно, что увидеть духовную колыбель человества — Индию — в самом эффектном и запоминающемся ракурсе. С умащенными пеплом нага-бабами, одетыми в небо, с бесконечными толпами садху, с легендарными гуру, с паломниками, сотнями входящими в воды быстротечных рек ради обретения духовных благ. Суть и принципы фестиваля не менялись сотнями лет и сегодня он мало чем отличается от праздника омовения в священных реках, каким он был в незапамятные времена.
Современная Кумбха Мела — это съезд йогинов, мистиков, садху, риши, гуру и тому подобных святых людей Индии. Говорят, что на этот фестиваль даже приходят старцы с Гималаев, обладающие сиддхами (сверхспособностями). Посещение этого праздника — уникальный шанс для ищущих Истину людей найти ответы на свои вопросы у мудрецов, а также обзавестись духовным наставником. Обычно в городке, возводимом на время фестиваля у каждой мало-мальски значимой персоны имеется не только своя палатка, где можно получить даршан или послушать проповедь, но и промоутеры, которые выдадут материалы для изучения, расскажут график выступлений их учителя, предоставят другую необходимую информацию.
Легенда праздника Кумбх Мела
Индуисты убеждены, что фестиваль кувшинов восходит к тем временам, когда асуры (демоны) и боги выполняли пахтанье мирового океана. Процесс «Самудра-мантхан» имел своей целью получение амриты — нектара бессмертия. Он был долгим, сложным и изнурительным. Во время взбивания моря на его поверхности появилось большое количество несметных сокровищ, волшебные животные (слон Айравата, корова Камадхену, конь Уччайхшравас) и растения (деревья Париджата и Кальпаврикша), даже некоторые боги (Лакшми, Варуни, Чандра). Смертельный яд Халахала — побочный эффект от пахтания океанских вод — также всплыл на поверхность, отравляя все вокруг. Но он был успешно нейтрализован Великим Шивой, проглотившим его (в честь этого события даже был построен храм Нилкантх Махадев).
В конце пахтания участники процесса смогли уведить божественного врача Дханвантари с сосудом желанной всеми амриты. Боги и демоны стали отстаивать свое право на обладание нектаром. Кувшины с волшебной жидкостью были укрыты дэвами в городах Праяге, Нашике, Харидваре и Удджайне, где нектар был пролит в назначительном количестве. С тех пор эти города получили особый статус и право проводить фестиваль Кумбх Мелу.
В итоге противостояния дэвам удалось обмануть асуров и выпить напиток самостоятельно. А капли амриты, пролитые на землю, обрели способность даровать любям освобождение от цикла перерождений. Однако для получения этого блага по сей день требуется принимать омовение в священных реках в особые дни календаря, что с успехом и делают многочисленные индуисты на Кумбхамеле.
Важные моменты фестиваля
Приезд садху на место проведения Кумбха Мелы. Обычно представляет собой торжественное шествие, своеобразный парад, во время которого нага-бабы устраивают показательные выступления, демонстрируют свои таланты, воспевают святые имена, танцуют и т.д.
Дни омовений — Шахи Снан — когда воды в священной реке становятся нектаром Амритой и купание в них позволяет не только смыть все грехи, но и освободиться от сансары. Обычно дни омовений стартуют с забега-заплыва нага-садху, которые дружной толпой устремляются в реку. После них купаются все отальные. Для каждого фестиваля дни омовений рассчитываются отдельно, чаще всего они выпадают на новолунье (Амавасью), полнолуние (Пурниму), пост Экадаши, Санкранти, праздники Махашиваратри и Васант Панчами.
Особенности посещения Кумбха Мелы
Посещение Кумбх Мелы — это паломничество в чистом виде, которое требует духовной и физической чистоты, настройки на божественное, соблюдения вегетарианской диеты, отказа от дурных мыслей и действий, медитативного настроения. Продумывать такую поездку нужно заранее.
- Очень важно заранее бронировать жилье в городе проведения фестиваля. Если озаботиться этим вопросом за неделю-две до посещения города, где происходит омовение, то скорее всего свободных мест в отелях, гестхаусах и хостелах уже не будет. Лучше выполнять бронирование за несколько месяцев. Обычно на официальном сайте публикуются списки принимающих отелей и дхарамшал. Также всегда можно расположиться на территории городка Кумбх Мелы с палаткой (при ее наличии).
- Идея заехать на фестиваль «на один денек» — не слишком удачная. Скорее всего, только дорога от вокзала к месту омовения займет несколько часов, учитывая большой трафик, огромные толпы паломников, пробки на дорогах и тому подобные явления. Стоит выделять на посещение фестиваля минимум несколько дней, а то и неделю. Особенно, если цель не просто сделать фото, но и послушать духовных лидеров Индии.
- Кумбх Мела, особенно в дни омовений Шахи Снан, это гарантированное столпотворение людей, которые не только хотят окунуться в священных водах, но еще высушить одежду тут же на берегу, устроить пикник, сделать сто тысяч селфи (половину из которых — с иностранцем). На центральных гхатах города могут быть сумасшедшие толпы людей и даже ситуации опасные для жизни и здоровья. Оптимальный вариант для путешественника — купаться в реках на Шахи Снан чуть поодаль от основных мест омовений.
Когда празднуется Кумбха-Мела
Индийский «праздник кувшинов» проводится в несколько этапов:
- С периодичностью 1 раз в 12 лет проводится Пурна Кумбха Мела.
- С периодичностью 1 раз в 6 лет отмечается Ардх (половина) Кумбха Мела. Она празднуется между двумя Пурна Кумбха Мелами. Ее принимают Харидвар и Аллахабад.
- С периодичностью 1 раз в 144 года (каждые 12 Пурна Кумбх Мел) отмечается Маха (великая) Кумбха Мела .
Когда праздник проходит в Харидваре, его отмечают в месяц Чайтра. Когда фестиваль отмечается в Аллахабаде, то он выпадает на месяц Магха. Когда религиозное собрание принимает Нашик, омовения происходят в месяце Бхадрапада. Наконец, во время празднования в Удджайне мероприятие выпадает на Ваишакху.